18 апреля в рамках выступления на пленарном заседании Международного конгресса IBM 2012: «Города России: развитие строительного комплекса в условиях саморегулирования» Первый заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева обозначила имеющиеся проблемы в сфере жилищного строительства и необходимые меры по его поддержке, в том числе, с учетом итогов совещания по вопросам развития жилищного строительства с участием председателя Правительства РФ Владимира Путина.
В частности, одной из существенных проблем сдерживающих развитие строительства, по прежнему остаются избыточные административные барьеры и несогласованность решений государственных ведомств. «Декоординация работы на уровне министерств и ведомств приводит к тому, что у нас нет понимания исчерпывающего перечня документов, которые необходимо выдавать при выходе на стройку»,- заявила Елена Николаева, отметив необходимость координации действий и инициатив 12-ти государственных ведомств, которые сегодня взаимодействуют со строительным комплексом. «Самое главное, чтобы этот координирующий орган имел возможность через себя пропускать нормативные акты, которые рождаются в других ведомствах. Декоординация в этой части на сегодняшний момент привела к тому, что вы можете полгода заниматься разработкой проектов, потом прийти на согласование и с удивлением узнать, что изменились нормативы, связанные с санитарными нормами или у пожарников»,- отметила депутат.
Другим серьезным препятствием для развития жилищного развития в регионах является отсутствие мотивации у муниципалитетов к привлечению инвестиций в строительство. В настоящее время, кроме «лишних хлопот» и бюджетных трат исполнительная власть на местах от новых стройплощадок ничего не имеет. Самый очевидный способ простимулировать регионы и муниципальные образования развивать жилищное строительство – это перераспределение налогов. «Нужно максимальное количество налогов, которые взимаются с недвижимости, с земельных участков,– оставлять у местного правительства. Это будет лучший экономический стимул, который заставит местные органы не только не чинить барьеры, а расчищать их для развития жилищного строительства»,- считает Е.Николаева.
Еще одной серьезной проблемой являются крайне ограниченные возможности бюджета по обеспечению новых объектов капитального строительства транспортной, дорожной и социальной инфраструктурой. «Мы договорились о принятии федерального стандарта о взаимодействии с естественными монополиями»,- сообщила Е.Николаева. Такой опыт уже есть у фонда РЖС, который прописал стандартные договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями, и заложил систему взаимодействия: как только регион принимает планы комплексного развития территорий, они находят свое отражение в планах естественных монополий. «Я считаю, что это принципиальная новелла, серьезное развитие ситуации. Другое дело, что пока здесь речь идет о КОТ, т.е. о больших участках»,- отметила депутат.
Относительно обеспечения объектов жилищного строительства социальной инфраструктурой, первый заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ указала на перспективность применения для решения данной проблемы механизмов ГЧП. «ГЧП в жилищном строительстве в части создания социальной и инженерной инфраструктуры во всех развитых странах мира применяется уже давно. Суть в чем: частный инвестор за свои деньги с привлечением дешевого финансирования со стороны государства строит объект, дальше он либо дает местным органам самоуправления выкупить данный объект, или продолжает его эксплуатировать сам, но местные органы самоуправления выкупают у него услугу»,- пояснила Елена Николаева, рассказав о трудностях реализации данного механизма при существующей системе госзакупок и отсутствии специального закона о Государственно- частном партнерстве.
Относительно итогов совещания с участием Председателя Правительства РФ Е.Николаева сообщила, что В.Путин дал поручение подготовить проект Указа о развитии жилищного строительства и решении жилищных вопросов в Российской Федерации. «Наверное это будет одним из первых указов президента, он будет посвящен «дорожной карте», в которой ключевым моментом будет исчерпывающий перечень административных процедур для строителей, который будет согласовываться с одним координатором – будет ли он называться минстрой или министерство территориального развития, или каким-то другим образом — это не принципиально»,- заметила она.