В Совете Федерации под председательством Галины Кареловой состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, посвящённое проблемам комплексного развития территорий.
Федеральный закон о КРТ действует уже год, и в процессе его реализации в ряде регионов возникли различные трудности, включая разночтения в определении критериев жилья и территорий, попадающих под программу комплексного развития, отметила вице-спикер СФ. В числе проблем, препятствующих эффективному применению механизма КРТ, — отсутствие механизма финансирования процедуры расселения граждан из ветхого жилья, запрет на коммерческую застройку территорий, освобожденных от аварийных домов с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, невозможность реализации проектов на территории полностью занятой ветхими объектами индивидуального жилищного строительства, риски исключения многоквартирных домов собственниками из проекта КРТ после заключения договора о комплексном развитии территории.
Также сенатор отметила, что всего лишь 8 из 85 субъектов РФ установили дополнительные меры поддержки собственников жилых помещений при реализации проектов КРТ. Так, например, Пермский край, Московская, Нижегородская и Свердловская области предоставляют отдельную квартиру взамен комнаты в коммунальной, и было бы неплохо и остальным регионам в ближайшее время расширить перечень мер социальной поддержки граждан.
«Самое важное из того, с чем сегодня столкнулись регионы в момент реализации закона о КРТ, — это отсутствие инструментов финансирования при расселении ветхих многоквартирных домов», — подтвердил слова вице-спикера замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин. По его словам, это проблема столичных городов и исторических центров, где инвестиционная стоимость квадратного метра не позволяет строить стартовые дома на рыночных условиях.
Вторая серьёзная проблема, по словам Стасишина, — приаэродромные территории, где по новым правилам невозможно ввести в эксплуатацию даже уже построенные объекты. Так, например, в Иркутске аэропорт находится в центре города, и там не могут ввести построенные школы и детские сады, потому что «седьмая подзона накрыла без разбора не просто будущее КРТ, а уже действующие разрешения на строительство».
«Не побоюсь этого слова, это бич сегодняшнего жилищного строительства на территории нашей страны», — подчеркнул замминистра.
Также, по его словам, не урегулирован вопрос перехода прав по договорам КРТ, заключенным с правообладателями земельных участков и объектов, которые находятся в частной собственности. Еще одна проблема – разная плотность застройки ветхо-аварийного жилья и той, что комфортна для городских районов. Из-за этого у инвесторов «не сходится экономика проектов», и выход из ситуации – увеличение площади новой застройки, на что контролёры из правоохранительных органов реагируют негативно, расценивая данный способ решения проблемы как превышение должностных полномочий со стороны региональной власти.
Очередная трудность при реализации проектов КРТ – необходимость подведения к новым участкам строительства инженерных коммуникаций – сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Но этому есть решение: на такие проекты используются инфраструктурные бюджетные кредиты.
С чем в регионах неплохо справились, так это с принятием нормативно-правовых документов о реализации на своих территориях проектов комплексного развития, сообщил замминистра.
«По состоянию на начало декабря обязательных нормативные акты в полном объёме, а их восемь, и 13 инициативных региональных нормативных актов приняты в 58 регионах нашей страны. В 25-ти субъектах НПА приняты частично, но они позволяют проводить торги и заключать договоры о КРТ. Не приняты нужные документы только в Забайкалье и Томской области», — сообщил Никита Стасишин. Т.е., 83 региона, по его словам, «полностью готовы к тому, чтобы приступить к реализации проектов КРТ».