Под эгидой Открытого правительства ВЦИОМ провёл масштабное социологическое исследование, по результатам которого дал оценку уровню открытости федеральных министерств и ведомств. Презентация рейтинга состоялась 24 ноября на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства под председательством министра РФ Михаила Абызова.
Список самых открытых ведомств России возглавили Минобороны (с индексом 57,5), МЧС (56,6) и Минэкономразвития (50,0). Данные министерства не принимали участия в пилотном исследовании в 2014 году, отмечается на сайте Открытого правительства. Лидеры предыдущего внешнего рейтинга — Минтруд (49,6) и Минспорт (49,7) — теперь оказались в числе «догоняющих», а Министерство образования и науки (45,6) и вовсе переместился в категорию отстающих. Не попали в число лидеров и ведомства, поставившие себе наивысшие баллы в ходе последнего самообследования, — Минэнерго (47,4) и Минфин (49,7) тоже попали в разряд «догоняющих».
В топ-10 самых открытых министерств и ведомств, помимо Минфина, Минспорта и Минтруда, вошли ФАС (49,8), Роскомнадзор (49,7), ФМС (49,5) и ФНС (48,9). Наиболее закрытыми ведомствами оказались ФССП (41,7), Росавтодор (42,6), Минкавказ (42,7), Росалкогольрегулирование (42,9), Минстрой (43,1), Росрыболовство (44,3) и Росимущество (44,9).
Исследование проводилось путём опроса отдельных референтных групп – среди населения, бизнес-сообщества и госслужащих. «Запрос на открытость органов власти был отчетливо выражен во всех изученных группах, — отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. — При этом саму открытость представители различных групп понимают по-разному. Для населения это, прежде всего, наличие «горячей линии» и возможность получения быстрой реакции на обращение, доступность информации о текущей деятельности ведомства, возможность получить услуги через интернет. По мнению исполнителей (т.е. госслужащих), открытость — это, в первую очередь, возможность получения оперативной информации о планах, результатах и текущей деятельности органа власти, а также доступность нормативно-правовой базы. Представители бизнес-сообщества понимают открытость как наличие оперативной реакции на поступившие обращения и их учёт в текущей деятельности, прозрачность и объективность конкурсных процедур. Для экспертного сообщества — это работа пресс-служб, взаимодействие с общественными советами, информирование о работе с обращениями».
Основные проблемы в части информирования о деятельности ведомств, как показало исследование, связаны с нехваткой информации о результатах реализуемой политики, о планах работы ведомства, а также с невысоким качеством предоставляемой информации. Что касается взаимодействия с целевыми группами, то оказалось, что граждане не воспринимают общественные советы как своё представительство в органе власти, бизнес считает, что его мнение почти не учитывается при принятии ведомствами решений, а эксперты жалуются на слабую работу в регионах. В числе недостатков были также отмечены недостаточность борьбы с коррупцией в госорганах и непрозрачность принятия решений по госзакупкам.
Теперь, по словам Михаила Абызова, предстоит провести детальную работу над ошибками в ведомствах-аутсайдерах, а выявленные лучшие практики масштабировать и включать в Стандарт открытости для применения другими ведомствами.