Минстрой России не пожелал разрешать конфликт между саморегулируемыми организациями и их национальными объединениями по поводу исключения из государственного реестра СРО, пострадавших от деятельности проблемных банков и утративших часть своих компфондов после отзыва у тех банковских лицензий. Министерство устранилось от этой проблемы, что следует из ответа его правового департамента на одну из жалоб со стороны СРО, призывающую погасить активность нацобъединений, выдающих «добро» Ростехнадзору на исключение таких организаций из госреестра.
В письме Минстроя, опубликованном порталом «ЗаНоСтрой.РФ», отмечается, что «в соответствии со статьей 55.23 Градостроительного кодекса РФ Минстрой России осуществляет государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, предметом которого является соблюдение ими требований, установленных только Градостроительным кодексом». Т.е., деятельность национальных объединений в рамках других законов («О саморегулируемых организациях», например, или Гражданского кодекса) министерство контролировать не уполномочено.
Относительно спорных вопросов о достаточности либо недостаточности средств компфондов СРО на специальных счетах, Минстрой отсылает к требованиям по формированию и размещению компфондов, определенных в 2016 году 372-ФЗ, а также отмечает, что нацобъединение вправе утвердить как положительное, так и отрицательное заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственною реестра. «При утверждении указанных заключений национальное объединение принимает решение исходя из наличия только многочисленных нарушений саморегулируемой организацией обязательных требований», — подчеркивается в письме.
Также министерство указывает, что «решения, действия (бездействия) национального объединения саморегулируемых организаций, органа надзора за саморегулируемыми организациями, а также их должностных лиц могут быть обжалованы в суде». Таким образом, по сути, Минстрой России, просит участников саморегулирования не беспокоить его требованиями дополнительного контроля, а решать свои проблемы самостоятельно.
Не удовлетворившись таким ответом, саморегуляторы задались очередным вопросом: если требования к банкам, в которых должны быть размещены средства компфондов, государство разработало только к середине 2016 года, то почему ликвидируются СРО, которые до этого срока добросовестно разместили свои компфонды в соответствии всё с тем же Градкодексом, а теперь, в трактовке национальных объединений, являются нарушителями законодательства? По их мнению, такие СРО являются потерпевшими и вправе рассчитывать «хотя бы на правовую помощь и поддержку» и со стороны государства, и со стороны НОСТРОЙ и НОПРИЗ.