К недавней трагедии в Кемерове не в последнюю очередь привели системные ошибки в реформе государственного строительного надзора, — такова точка зрения гендиректора общероссийского общественного фонда «Центр качества строительства» Николая Малышева. Своим мнением он поделился с порталом ЕРЗ — в статье «Почему дает сбои система обеспечения безопасности возводимых зданий и сооружений».
По мнению эксперта, полномочия региональных органов госстройнадзора необходимо расширить и наделить их новыми обязанностями. В числе последних — необходимость в отдельных случаях (например, усиленном режиме надзора в рамках риск-ориентированного подхода) проводить независимую экспертизу применяемых подрядчиками строительных материалов и выполненных работ.
Также госстройнадзор должен получить право оспаривать результаты положительных заключений негосударственной экспертизы проектной документации. Хотя бы на начальном этапе строительства (в комиссии Минстроя или в судебном порядке). Сейчас же инспекторы могут только оценить соответствие возводимого объекта проектной документации вне зависимости от качества последней.
Кроме того, необходимо установить серьезную ответственность должностных лиц строительных организаций (вплоть до дисквалификации) за правонарушения в области строительства. Административные штрафы, которые налагаются на организации, не оказывают на нарушителей существенного влияния, а за некоторые правонарушения штрафы выглядят совсем смешными (например, ч. 5 ст. 9.5 КоАП). С 2013 года органы госстройнадзора регулярно поднимают вопрос о повышении штрафа за незаконную эксплуатацию объекта капстроительства (без получения разрешения на ввод в эксплуатацию) с 20 тыс. руб. до 1 млн рублей (с возможностью приостановления деятельности на 90 суток по решению суда), но до сих пор проблема актуальна.
И, наконец, госстройнадзор должен иметь доступ к объектам для проверок их на предмет соответствия требованиям безопасности вне зависимости от того, что говорит об этом 294-ФЗ. «Специалисты неоднократно обращали внимание на то, что в рамках государственного строительного надзора проверяется строящийся объект капитального строительства, а не деятельность отдельных организаций — заказчика, генподрядчика, субподрядчиков», — отмечает эксперт. Но только после трагедии в Кемерово это стало для всех очевидным…
«Хочется надеяться, что после многочисленных случаев техногенных происшествий, в том числе сопряженных с гибелью людей, будут сделаны выводы и устранены искусственные преграды в работе государственных органов по обеспечению безопасности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений, — завершает статью Николай Малышев. — При правовом регулировании соответствующих общественных отношений должен соблюдаться принцип безусловного приоритета безопасности над любыми иными аспектами предпринимательской деятельности. Никакие прибыли предпринимателей в цивилизованном обществе не могут оплачиваться жизнями людей».