Участие СРО в оценке подрядчиков, выходящих на заключение госконтрактов, надо закрепить законодательно. Так считают в Национальном объединении строителей, и эту позицию разделяют в строительных СРО. Директор сразу трёх саморегулируемых организаций — «Альянса строителей», «Совета проектировщиков» и «Лиги изыскателей» — Елена Жучкова в большом (юбилейном) интервью АНСБ коснулась и этой темы.
Само интервью было опубликовано по случаю 10-летия системы саморегулирования в строительстве и активном участии в этой системе упомянутых выше СРО. Их опыт может быть полезен коллегам, хотя в системе немало СРО, успешно преодолевших путь реформы 2017-го года и уверенно справляющихся с её последствиями. Однако сегодня благополучие СРО зависит не только от её собственных усилий: получив от законодателей серьёзную долю ответственности за исполнение строителями государственных контрактов, СРО хотели бы иметь возможность соучаствовать в этом процессе. Организации, возглавляемые Еленой Жучковой, этому не исключение.
- У нас порядка 40% компаний в каждой из СРО участвуют в компенсационном фонде ОДО — в целом это 1127 компаний во всех СРО. Мы наладили систему отслеживания госконтрактов наших членов, стараемся проверять все договоры всех компаний ежеквартально, особенно следим, чтобы взнос в компфонд ОДО соответствовал объемам контрактов. Могу сказать, что в последнее время заказчики стали больше обращать на это внимание - они проверяют совокупный размер договоров подрядчика на соответствие уплаченного им комфонда. К нам поступает много обращений от заказчиков еще перед торгами с запросом информации о потенциальных подрядчиках, и мы уже на этом этапе можем вычислить, все ли в порядке у нашего члена с уровнем ответственности по ОДО.
Если же мы видим угрозы нарушения договоров, мы приостанавливаем компании право работы на рынке, и это заставляет ее побыстрее устранить нарушение. На сегодняшний день ни одного обращения к компенсационному фонду ОДО от заказчиков у нас нет, и это радует. Однако, я считаю, необходимо законодательно закрепить участие СРО при заключении госконтрактов, чтобы она на этом этапе давала свою оценку подрядчикам, исходя из предыдущего опыта члена СРО. Возможно, на торги вышла компания, которая постоянно срывает договоры, строит плохо – тогда с ней заказчику не стоит иметь дело. Я думаю, что такое изменение законодательства принесло бы большую пользу. Известны случаи, когда компании представляют подложные документы и заключают весьма солидные контракты. И только когда начинаются проблемы в рамках исполнения контракта, заказчик обращается в СРО с целью подтверждения членства в СРО и наличия специалистов у компании.
И еще одно последствие реформы СРО 2017 года — мы не видим, какими видами работ занимаются наши члены. Сейчас они просто строители, проектировщики или изыскатели, хотя многие компании имеют свою специализацию. Поэтому мы в рамках выездных проверок компаний создаем для себя внутренний классификатор фактически с видами деятельности каждой компании. А по-хорошему, виды работ надо бы возвратить. Это очень важно и при заключении госконтрактов, потому что тогда было бы понятно, что компания, специализирующаяся на электрике, не может выходить на тендер по строительству дороги или школы.
Мы поддерживаем такую инициативу, потому что опыт двух лет говорит, что это было неверное решение. Это важно не только для строителей, но и для изыскателей и проектировщиков, потому что там также есть узкоспециализированные компании, а геодезист, согласитесь, очень отличается от геолога.