Чтобы уберечь госзаказчиков от срыва контрактов, необходимо повысить эффективность антидемпинговых мер. Как именно, обсуждали за круглым столом в Аналитическом центре при правительстве РФ.
По словам начальника Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра Павла Тихомирова, аномальное снижение цены на торгах далеко не всегда является мошенничеством. Поставщики могут снизить цену за счет применения инноваций, эффективного производства, приобретения оптовых партий материалов на эксклюзивных условиях и т.д. При этом законодательство обязывает заказчика применять антидемпинговые меры к участникам, которые перешли определенный порог снижения цены на торгах, — в противном случае и к заказчику, и к поставщику применяются штрафные санкции. Такие меры направлены на защиту заказчиков от неисполнения контрактов, а других участников – от недобросовестной конкуренции, подчеркнул Тихомиров, отметив, что «меры работают, и количество аномально низких цен с каждым годом снижается».
Тем не менее, эксперты считают, что демпинг сам по себе не наносит ущерба заказчику, если предложенная участником цена обоснована, а техническое задание составлено правильно. Такую позицию подтверждает и мировая практика: во многих европейских странах не ведут борьбу с демпингом, а проверяют возможности исполнения обязательств предпринимателем, сделавшим низкое ценовое предложение.
По мнению экспертов, универсальный механизм для исключения демпинга выработать невозможно. Но повысить эффективность борьбы с необоснованно низкими ценами могут отборочные квалификационные требования к участникам, сделали выводы за круглым столом и предложили дать заказчикам больше возможностей для маневра при проведении закупок и право отказать в заключении контракта, если недобросовестность исполнителя очевидна. Кроме этого следует разработать более точную и достоверную методологию расчета начальной цены договора, исключить условие о предоставлении аванса и оплачивать счета только по факту поставки товара.