Приказ Минстроя России, утверждающий порядок взаимодействия национальных объединений и исключённых из госреестра СРО, не соответствует законодательству, отмечает сайт «ЗаНоСтрой» со ссылкой на своего постоянного, но, к сожалению, анонимного эксперта. Документ вступит в силу 4 августа, а у юристов к нему есть вопросы. Один из них: как в Минюсте могли пропустить такой приказ и зарегистрировать его в качестве общеобязательного нормативного правового акта?
Во-первых, в соответствии с новым порядком (абзацы 4 и 5 пункта 2 раздела II), после исключения СРО из госреестра нацобъединение в течение ближайшего рабочего дня направляет в эту СРО обращение с требованием о переводе средств компфондов на счёт нацобъединения. Между тем как в Градкодексе (часть 8 статьи 55.16-1) говорится, что сразу после исключения СРО из госреестра права на средства компфондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств этой СРО переходят к национальному объединению, и по его требованию (направленному в порядке и по форме, установленным постановлением Правительства РФ за № 85 от 26 января 2017 года) кредитная организация, где находятся эти компфонды, переводит их на спецсчёт этого национального объединения.
Т.е. требование о перечислении компфондов нацобъединение должно направлять не в исключённую СРО (которая, кстати, сразу после исключения теряет право распоряжаться своими компфондами, на что неоднократно указывали суды), а в кредитную организацию, и к ней же обращаться с претензиями, если в недельный срок деньги не будут перечислены на счёт национального объединения (часть 14 статьи 55.16 Градкодекса).
Перечисление указанных средств – прямая обязанность кредитной организации, а не исключённой СРО, уточняет эксперт, а значит и ответчиком по исковым требованиям национального объединения должна выступать кредитная организация, а не СРО. Ни о каком требовании, направляемом национальным объединением в бывшую СРО, речи нет ни в Градкодексе, ни в упомянутом постановлении Правительства.
Ещё одно несоответствие действующему законодательству имеет место в абзаце 5 пункта 2 раздела II утверждённого Минстроем документа. Здесь нацобъединение должно предъявить к исключённой СРО требование о переводе в недельный срок на свой спецсчёт средств компфонда, сформированного в соответствии с законодательством, действовавшим до 4 июля 2016 года, и не размещённых СРО в соответствии со 191-ФЗ. Однако в Градкодексе о таком виде компенсационного фонда никаких упоминаний нет, равно как и нет указаний о перечислении его в пользу национального объединения при исключении СРО из государственного реестра, отмечает эксперт.
«В этой связи совершенно очевидно, что Минстрой России вышел за пределы своих полномочий по нормотворчеству и урегулировал приказом те правоотношения, которые могут быть урегулированы только через внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ или хотя бы в статью 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ», — делает выводы эксперт и задаётся вопросом: как мог Минюст пропустить такой документ и зарегистрировать его в качестве общеобязательного нормативного правового акта?