Академия профессионального образования НОСТРОЙ совместно с Техническим комитетом по стандартизации 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» и Национальным центром развития саморегулирования «Специальный ресурс» провели круглый стол «Национальный реестр надежных поставщиков товаров, работ и услуг как инструмент предквалификации».
Как сообщается на сайте НОСТРОЙ, модератором круглого стола выступил гендиректор НЦ «Специальный ресурс» и председатель ТК 066 Владимир Шахов. Он проинформировал о миссии и задачах Национального реестра, который разработан в целях совершенствования механизмов отбора добросовестных поставщиков товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) заказчиков и частных инвесторов. По его словам, чтобы попасть в реестр, организации проходят три уровня отбора. После проверки на соответствие минимальным требованиям Реестра субъекты предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности, включаются в Реестр сроком на один год с ежемесячной актуализацией данных.
Владимир Шахов напомнил о трёх национальных стандартах по оценке опыта и деловой репутации, разработанных ТК 066 и введенных в действие приказами Росстандарта. Эти стандарты уже больше года работают в 11 регионах России, и практика их применения за 2015 год показала, что строительные компании с высокими показателями деловой репутации качественно выполняют взятые на себя обязательства, а каждая вторая компания, получившая высокий репутационный показатель, выиграла конкурсную процедуру, отметил председатель ТК 066.
На первом этапе запуска проекта по ведению Реестра, который намечен на конец марта 2016 года, предлагается открыть для широкого пользования базу данных строительной отрасли с включением в нее перечня компаний, прошедших оценку соответствия национальным стандартам по оценке опыта и деловой репутации. На втором этапе реализации проекта, по мере готовности внутренних отраслевых методик и систем оценок соответствия, разработанных профессиональными союзами и ассоциациями, решается задача по расширению перечня отраслевых баз данных Реестра.
Координацию первого этапа проекта осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и методологии (Росстандарт). Заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин подчеркнул, что федеральное ведомство поддерживает проект Реестра, поскольку вопрос качества является принципиальным. «Национальный реестр может стать одним из инструментов формирования более высокой культуры и обеспечения поставок качественных товаров, оказания качественных услуг на российском рынке», – отметил Александр Зажигалкин. По его мнению, НОСТРОЙ является наиболее удобной и эффективной готовой площадкой для формирования пилотного проекта данного ресурса.
Первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов отметил актуальность темы круглого стола, поскольку вопрос деловой репутации сегодня – краеугольный камень. Он также обозначил основные проблемы в этой области: торговля сертификатами и отсутствие испытательных лабораторий. В связи с этим, по словам Андрея Лоцманова, существует необходимость установления государственного контроля, определения Реестра добросовестных организаций, чтобы они могли получать конкурентное преимущество.
Председатель Комитета систем инженерно-технического обеспечения, связи и телекоммуникаций зданий и сооружений НОСТРОЙ Иван Дьяков сообщил о разработанном Каталоге технических решений и практических рекомендаций, на основании которого ведется разработка реестра поставщиков в строительном комплексе. Чтобы попасть в данный реестр необходимо пройти систему добровольной оценки сертификации СДОС НОСТРОЙ. По мнению Ивана Дьякова, ведение добросовестного реестра и осуществление профессионального общественного контроля без саморегулирования невозможно.
Все участники круглого стола поддержали создание Национального реестра надежных поставщиков товаров, работ и услуг и признали его актуальность, что найдет отражение в резолюции по итогам мероприятия. Кроме того, в резолюции будет обозначена необходимость инициировать изменения законодательства, чтобы зафиксировать существование подобного института национального уровня в законодательных и нормативно-правовых актах.