«Саморегулирование, в том смысле, в котором его понимают во всём мире, и на которое рассчитывал Президент РФ Владимир Путин, в России в данный момент отсутствует», — заявил, выступая в Общественной палате России на слушаниях, посвящённых поиску путей совершенствования законодательства о саморегулировании, генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Вместо него, по мнению главы «Сахалинстроя», продолжает прогрессировать, во всяком случае, в строительной отрасли, государственное регулирование предпринимательской и профессиональной деятельности, при котором каждый механизм и действие регламентированы в законе.
«Саморегулируемые организации, а вместе с ними и национальные объединения не идут на разработку реальных стандартов и правил саморегулирования и буквально «по любому чиху» обивают пороги курирующих министерств и Госдумы для подготовки и принятия все новых поправок и дополнений в профильные законы, — цитирует Валерия Мозолевского пресс-служба ассоциации. — Активного саморегулирования нет. Национальные объединения и большинство саморегулируемых организаций, особенно межрегиональных, до настоящего времени не хотят самостоятельно принимать дополнительную ответственность и дополнительные функции».
«Саморегулирование в строительстве состоится только тогда, когда о нем заговорят строители на стройке и почувствуют результат от его внедрения», — напомнил докладчик до сих пор не утратившие актуальность слова Владимира Жириновского, прозвучавшие на Парламентских слушаниях в Госдуме еще в 2012 году. Меж тем, пока даже на федеральном уровне власти, по мнению Валерия Мозолевского, о саморегулировании мало кто вспоминает. Так, например, в двух стратегических отраслевых документах федерального уровня – Стратегии инновационного развития строительной отрасли и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства – отсутствует даже упоминание об институте саморегулирования.
Кроме того, в знаковом проекте Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» отсутствует раздел о взаимодействии и передаче государственных и муниципальных контрольных и надзорных функций гражданскому обществу через саморегулируемые организации. В проекте Концепции совершенствования механизмов саморегулирования и законопроекте по внесению изменений в базовый ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях» тоже не учтена роль развития саморегулирования в областях экономики, закрепленного, между прочим, ещё в 2003 году Указом Президента России в качестве одного из пяти приоритетных направлений проведения административной реформы в России.
Кстати, после упомянутого Указа Президента РФ за № 824 вышла целая серия постановлений правительства, которыми, в частности, предусматривалась разработка индикаторов оценки развития саморегулирования на федеральном и региональном уровнях. «Эти индикаторы не выработаны до сих пор, — отметил глава «Сахалинстроя». — Хотя именно они позволили бы сегодня стать мерилом становления и развития саморегулируемых организаций и саморегулирования как такового».
Еще одна важная, но, к сожалению, не выполненная задача, обозначенная в упомянутом Указе: формирование федеральной и субъектных комиссий по проведению административной реформы во всех пяти приоритетных направлениях, включая создание системы саморегулируемых организаций в областях экономики, с вхождением в их составы представителей СРО. Именно эти комиссии, по мнению Мозолевского, должны дать оценку Концепции совершенствования механизмов саморегулирования на предмет ее соответствия положениям и требованиям Указа Президента России, а также постановлениям и распоряжениям правительства, принятым в развитие требования этого Указа.
«По нашему убеждению, основной причиной этого является логически необъяснимая централизация саморегулируемых организаций в крупных городах-миллионниках, работающих по правилам межрегиональных, чаще всего, коммерческих организаций. Разрушая целостность строительных комплексов субъектов Российской Федерации, межрегиональные квази-СРО, по нашему мнению, фактически подорвали исполнение упомянутого президентского указа и поставили под сомнение исполнение задуманной административной реформы. Такое впечатление, что у нас не Федеративное государство, а вся Россия сужается до уровня Садового кольца, где, как бы, и проходит «саморегулирование», — заявил Мозолевский.
И ещё один важный момент затронул в своём выступлении руководитель сахалинской СРО. Если государство делегирует свои функции саморегулируемым организациям, то в руководстве этих СРО, как и в национальных объединениях СРО, не должно быть случайных людей, считает Валерий Мозолевский: «На финансовом рынке это прекрасно понимают, поэтому при переходе на саморегулирование законотворцами было предусмотрено обязательное согласование кандидатур на должность единоличного исполнительного органа с Центробанком. В строительстве квалификационные требования к руководителям органов управления СРО по-прежнему отсутствуют, как и отсутствует обязательность согласования с исполнительными органами власти кандидатур для выбора руководителей на общих собраниях СРО, что даёт широкие возможности для назначения на должности руководителей исполнительных и коллегиальных органов управления СРО подставных или сугубо номинальных лиц».
Темы: Валерий Мозолевский, Общественная палата РФ, саморегулирование