Подготовленный Минстроем РФ законопроект с изменениями в ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» внесён правительством в Госдуму. Документ снижает регуляторную нагрузку на бизнес и повышает эффективность технического регулирования без ущерба качеству строительства и безопасности готовых объектов. Это соответствует целям и задачам, предусмотренным Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ, утверждают разработчики проекта.
Ныне действующая нормативно-правовая база технического регулирования в строительстве не соответствует современному техническому уровню, содержит противоречивые и дублирующие требования, чем сдерживает инновационные процессы, препятствует оперативному внедрению в практику строительства новых материалов и технологий и создаёт неоправданные административные и технические барьеры для всех участников инвестиционно-строительного цикла, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Преодолеть эти «неудобства» правительство предлагает путём перехода от предписывающего к параметрическому методу нормирования и внедрения реестрового принципа разработки технических требований, единых для проектирования, строительства и эксплуатации объектов капстроительства.
Законопроект отменяет разделение требований на обязательные и добровольные и предписывает создание единого перечня нормативных документов добровольного применения, используя которые исполнители будут обосновывать соответствие проектных решений требованиям техрегламента. Обосновывать соответствие проектировщики смогут и альтернативными способами, для чего в техрегламенте расширяется доказательная база за счёт стандартов организаций и иностранных стандартов (порядок их применения установит правительство), а также результатов исследований, испытаний и моделирования сценариев опасных процессов и явлений с оценкой риска их возникновения. Всё это позволит отказаться от разработки СТУ при отклонении от требований документов обязательного применения, обеспечить гибкость в разработке и принятии проектных решений при сохранении параметров и уровней безопасности объектов, а также снизить стоимость и сроки строительства.
Что исключается из техрегламента:
- требования к пожарной безопасности зданий и сооружений, — они полностью переносятся в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- требование к устойчивости строительных объектов против прогрессирующих разрушений (часть 6 статьи 16), потому как соблюдение этого требования не позволяет проектировать объекты либо многократно повышает их стоимость;
- из статей 39 и 40 — положения о проведении обязательной оценки соответствия построенных зданий и сооружений в форме государственного контроля (надзора). Контроль за соответствием строящегося объекта установленным требованиям и проектным решениям должен осуществляться непрерывно при выполнении строительных работ, — данная функция отнесена статьей 53 Градостроительного кодекса к вопросам строительного контроля.
Чтобы безболезненно и беспрепятственно перейти к новому методу технического регулирования и планомерно принять необходимые для реализации вышеназванных изменений подзаконные акты, правительство предлагает установить отсроченную дату вступления в силу данного законопроекта (1 марта 2024 года) и отрегулировать вопросы применения документов технического регулирования и СТУ в переходный период.