Дефицит квалифицированных кадров в стройотрасли нарастает, и эту проблему надо решать. Иначе в скором времени стройкомплекс не будет справляться ни с объёмом строительства, ни с его качеством, а вопрос повышения производительности труда так и останется в намерениях. Качественное профессинальное обучение должно быть выстроено по вертикали – от колледжа до вуза, от профориентационных занятий в школе до регулярного повышения квалификации в ходе трудовой деятельности.
Об этом шла речь на последнем заседании Комиссии по вопросам профессионального образования Общественного совета при Минстрое РФ, которое её председатель Ефим Басин провёл одновременно с заседанием Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства.
Проект концепции развития строительного образования до 2030 года, цель которого – та самая вертикаль, уже разработали в НИУ МГСУ и теперь обсуждают на различных площадках, — об этом сообщила на заседании проректор МГСУ Вера Галишникова. В чём суть концепции, публике пока неизвестно, но на уровне колледжей уже начались проблемы. В тренде ускоренной подготовки кадров средним профессиональным учебным заведениями спустили директиву: с 2023 года сократить срок обучения поступивших в колледжи после 9 класса на год — до 1 года 10 месяцев. То есть, за это время учащиеся должны освоить программу средней школы и получить рабочую специальность.
Сделать это с надлежащим качеством практически нереально, считает директор Техникума имени Сергея Королёва Ираида Ласкина. Другая проблема: при ускоренном обучении многие выпускники покидают колледж в возрасте до 18 лет, и взять их на стройку работодатели не имеют права. В связи с этим желающих осваивать рабочие профессии стало заметно меньше. Подрос набор на специальности техников, но на стройке их всё равно отправят в рабочие, потому как на стройке не хватает рабочих рук, а техники без опыта для работодателей – крайне сомнительное приобретение.
Что хотели бы техникумы и колледжи? Иметь возможность пропускать своих выпускников через процедуру независимой оценки квалификации с присвоением квалификации или разряда. И получить проработанные методики и программы обучения в рамках среднего специального образования современным цифровым технологиям.
Дальше «по вертикали» система опять даёт сбой: при поступлении в вузы выпускникам ссузов приходится повторно изучать ряд уже пройденных предметов, а это «потеря времени и интереса к учёбе». По мнению директора филиала МГСУ в Мытищах Натальи Федоровой, необходимо решить вопрос, как зачесть таким студентам уже изученные дисциплины и тем самым сократить срок их обучения в вузах.
По мнению Ефима Басина, данную проблему нужно решать в рамках отраслевых образовательных консорциумов. Об одном из них – созданном на базе НОСТРОЙ Консорциуме среднего профессионального образования рассказала руководитель Проектного офиса нацобъединения Елена Парикова. В консорциум уже вошли 60 образовательных организаций, и к концу 2024 года будет сформирована понятная система взаимодействия его участников и работодателей с целью совместной подготовки кадров в соответствии с потребностями стройки.
С аналогичной целью запущен и федпроект «Профессионалитет», который реализуется на базе региональных образовательно-производственных кластеров с участием компаний-инвесторов, заинтересованных в подготовке кадров «с конкретными навыками и под конкретные задачи». Пока что в стройотрасли только шесть таких кластеров: проблема с региональной «пропиской» компаний-инвесторов, с «подвижным характером» стройотрасли и с отсутствием региональных законов, гарантирующих 100-процентный налоговый вычет предприятиям, участвующим в федеральном проекте.
Тем не менее, опыт в регионах уже имеется. Совсем недавно в Пензе был сформирован учебный кластер, о чём на заседании рассказала исполнительный директор СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева. Именно СРО подтолкнула строителей к соучастию в этом деле. В регионе хронически не хватает до полутора тысяч строителей – механизаторов, каменщиков, штукатуров-маляров… Учебный кластер поможет решить проблему, обеспечив специалистами «под заказ», причём подготовленными по сформированным вместе с работодателями учебным программам.
Напомнили на заседании и о системе наставничества, которая помогает выпускникам вузов и ссузов адаптироваться на рабочих местах и освоить профессиональные навыки на более высоком уровне. Развитием данной системы занялись в Базовом центре подготовки кадров НАРК: там разрабатывают профессиональный стандарт для наставников и одновременно закон о наставничестве. Законом намерены закрепить особый статус наставника, его полномочия и права, создать систему мотивации, систему обучения и т.д.
С чем в стройотрасли полный порядок, так это с профстандартами, — именно на них должны ориентироваться вузы и ссузы при формировании образовательных программ. По словам заместителя руководителя аппарата НОПРИЗ Надежды Прокопьевой, в отрасли уже разработано более ста профстандартов, причём стандарты регулярно актуализируются. Сейчас СПК в строительстве работает над актуализацией двух стандартов по рабочим специальностям — «Маляр строительный» и «Монтажник каркасно-обшивных конструкций», а также разрабатывает совместно с ФАУ «РосКапСтрой» стандарт для специалистов строительного контроля. СПК в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования актуализирует профессиональный стандарт по технологиям информационного моделирования «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве», – на его основе разрабатывается федеральный образовательный стандарт «Технологии информационного моделирования в строительстве» для колледжей, который планируется утвердить в 3-м квартале текущего года.