Санкт-Петербургу нужен генплан до 2050 года, в котором было бы учтено комплексное развитие подземного пространства. В его основу могла бы лечь идеологическая модель 70-х годов, когда под Петербургом хотели построить подземный город. Позже аналогичная идея появилась в Европе и была реализована в Амстердаме, Бостоне, Мадриде и Париже. В Петербурге же всё осталось по-прежнему.
Данная тема обсуждалась в ходе круглого стола, который организовали подземные строители в рамках I Международного форума по развитию транспортной инфраструктуры. По мнению гендиректора ГК «ВиПС» Андрея Панфёрова, на воплощение плана по созданию «подземного» Петербурга может уйти около 40 лет. «Мы предлагаем остановить хаотичное освоение подземного пространства и строительство под землёй единичных объектов, потому что такой подход к освоению «подземки» в будущем может блокировать возможность полноценного комплексного освоения», — обозначил задачу Панфёров.
По словам гендиректора СРО «Объединение подземных строителей» Сергея Алпатова, в освоении подземного пространства Петербург отстал от других городов мира «примерно навсегда». В городе, в соответствии с его размерами, в идеале должно быть 900 станций, а минимум – 200. Сейчас же петербургский метрополитен насчитывает 69 станций.
«Москва в этом году запустила 18 новых станций метро, а Санкт-Петербург – всего две. Петербургу необходимо «увеличивать темпы» в области развития подземного пространства, – отметил Сергей Алпатов и привёл в пример австрийскую Вену, в которой подземное пространство начали осваивать значительно позже Петербурга, но уже сегодня там уже 109 станций метро, а подземное пространство представляет собой комплексную систему, а не точечные объекты. При этом бюджет Вены едва доходит до 6 млн евро, а то время как бюджет в Петербурге составляет почти 9 млн евро.
По словам спикеров форума, на строительство метро в Петербурге ежегодно тратится всего 3% от бюджета города. В то же время в Смольном считают, что на строительство метро ежегодно нужно выделять около 50 млрд рублей, но осваивать такие деньги в Петербурге пока что некому. Единственный подрядчик – «Метрострой» — хронически не справляется с поставленными перед ним задачами. Поэтому в 2019 году «за ненадобностью» бюджет на строительство метро существенно сократили – до 18 млрд рублей.