Счета «Метростроя» снова заблокированы, в этот раз за долги подрядчикам. До тех пор, пока им не переведут почти 400 млн, зарплат рабочим не видать. Схема, по которой можно получить от властей деньги для вознаграждения метростроителей, есть, но она может обернуться проблемами для самого Смольного.
По данным «Фонтанки», 4 марта ОАО «Метрострой» и дочернее для него ООО «СМУ №13 Метрострой» заключили соглашение об уступке права требования по госконтракту на строительство участка Лахтинско-Правобережной линии подземки. Это было сделано для того, чтобы Смольный мог напрямую переводить деньги в «СМУ №13». Иначе любые поступающие на счета «Метростроя» деньги сразу же будут списаны в пользу подрядчиков, которые в суде доказали долги компании, получили исполнительные листы и обратились в службу судебных приставов. На данный момент в отношении «Метростроя» открыто 11 исполнительных производств на сумму более 382,2 млн рублей.
6 марта данное соглашение было предъявлено руководителем «СМУ №13» Сергеем Сепитым городскому Комитету по развитию транспортной инфраструктуры. Он долго и жарко убеждал сотрудников комитета, что благодаря этой бумаге власти могут напрямую переводить деньги «дочке» «Метростроя», что позволит ему раздать зарплаты. В комитете сдержанно ответили, что изучат предложенный им вариант на предмет соответствия законодательству.
Как пояснили в КРТИ «Фонтанке», комитет не может начать перечислять деньги в обход в один день, не проведя глубочайшую проверку способа оплаты. За каждый переведенный рубль чиновник, согласовавший такую схему, отвечает головой, — с точки зрения права она может стоить ему свободы. В КРТИ также подтвердили, что со всех сторон рассматривают предложенный вариант и уже запросили позиции других ведомств.
В Смольном утверждают, что главный барьер для чиновников из КРТИ – это 27 млн рублей, которые главный подземный подрядчик по мировому соглашению должен ежемесячно переводить налоговой. Если комитет согласует работу по схеме, предложенной «СМУ №13», то фактически будет участвовать в переводе денег не только в обход подрядчиков, но и в обход петербургских фискалов. Без прямого и предметного указания от врио губернатора Александра Беглова или вице-губернатора Эдуарда Батанова в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры предложенную схему не примут.
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко считает, что проблема погашения долгов по зарплате субподрядчикам «Метростроя» давно уже перестала быть сугубо юридической, превратившись в остросоциальный вопрос. Он не видит критических юридических рисков для городского правительства при условии, что уступается юридически действительное требование, город надлежаще уведомлен об уступке и соблюдены все необходимые с платежом процедуры. Для «Метростроя» же юридически правильно учесть и интересы налоговой инспекции.
Однако в этом случае вряд ли удастся избежать недовольства субподрядчиков «Метростроя», считает Зинченко. В последние месяцы с ним массово судятся бывшие подрядчики, еженедельно пополняя список кредиторов. Так, по данным СПАРК, за 2018 и 2019 годы к компании было подано 266 исков на общую сумму свыше 10 млрд рублей. По словам эксперта, при наличии исполнительных листов о взыскании с «Метростроя» денежных средств предложенная «СМУ-13» схема перевода денег может трактоваться кредиторами как подпадающая под действие статьи 315 УК РФ «Неисполнение решения суда».