Одним из основных факторов, сдерживающих развитие жилищного строительства в регионах, является отсутствие площадок под строительство, оснащенных объектами инженерной инфраструктуры, считает член Совета Федерации, заслуженный строитель России Сергей Лукин.
Суммы, предусмотренные на ее развитие национальным проектом «Жилье и городская среда», явно недостаточны. При этом у большинства регионов нет возможности строить инфраструктурные объекты за счет собственных средств или муниципальных бюджетов, а покупательная способность населения не позволяет закладывать затраты на инфраструктуру в стоимость квадратного метра, обозначил проблему сенатор на заседании Совета по вопросам жилищного строительства, состоявшемся на днях в Совете Федерации.
«Эффективное решение данной проблемы невозможно без объединения усилий государства, строительной отрасли, банковской системы и естественных монополий», — цитирует Сергея Лукина портал ЕРЗ.
По мнению сенатора, для того, чтобы нарастить объёмы жилищного строительства, необходимо, чтобы инфраструктура естественных монополий развивалась опережающими темпами. «Синхронизация инвестиционных программ естественных монополий с государственными планами стратегического развития — важное условие эффективного развития жилищного строительства в регионах, — отметил он. — Однако на практике мы часто наблюдаем их несогласованность, что приводит не только к срыву запланированных сроков ввода жилья, но и к увеличению стоимости строительства, а как следствие — к росту цены на квартиры. Между тем улучшение жилищных условий населения — вопрос огромной социальной значимости».
По словам Лукина, проблемы с развитием инженерной инфраструктуры характерны для всех российских регионов. В их числе непрозрачность формирования инвестиционных программ естественных монополий, отсутствие возможности влиять на принимаемые ими решения на региональном уровне, существенный рост тарифов на технологическое присоединение.
«Ресурсоснабжающие организации зачастую закладывают избыточные технические решения, не всегда соответствующие бюджету того или иного проекта застройки. Необходимо более жесткое регулирование тарифов присоединения и снижение налоговой нагрузки в части исключения из тарифов на технологическое присоединение налога на прибыль и НДС», — резюмировал он.
Отметил сенатор и отсутствие в действующем законодательстве экономического механизма стимулирования потребителей к отказу от резервов не используемых электромощностей. В результате сетевые компании вынуждены повышать объемы инвестиций в строительство новых центров питания при существующих резервах трансформаторных мощностей, доходящих до 40%.
Особое внимание Сергей Лукин уделил необходимости регламентировать передачу построенных сетей ресурсоснабжающим организациям для обеспечения надлежащей эксплуатации. «Практика показывает, что ресурсоснабжающие организации не заинтересованы в принятии сетей, созданных застройщиком на собственные средства в рамках выданных технических условий: это не увеличивает их доходную составляющую, но требует затрат на содержание, сокращая размеры прибыли. Поскольку объекты коммунальной инфраструктуры относятся к категории опасных, и их правильная эксплуатация является жизненно важной, данный вопрос должен решаться не только с точки зрения экономической целесообразности, но, прежде всего, исходя из задач безопасности населения», — заключил он.