По сравнению с системой лицензирования институт отраслевого саморегулирования дал российским строителям больше возможностей для развития, а их заказчикам — больше уверенности в качестве и безопасности возводимых объектов, считает глава Ассоциации ОСМО и координатор НОСТРОЙ по Центральному федеральному округу Алексей Подлуцкий. Конечно, и сегодня не без проблем, но нынешние СРО, по словам эксперта, «работают четко и правильно» и стоящие перед ними задачи «решают спокойно и мудро».
Какие же проблемы беспокоят сегодня саморегуляторов? По мнению Подлуцкого, прежде всего, финансовые. «Сегодня одной из главных проблем, по моему мнению, является отсутствие в нормах закона механизма, позволяющего использовать так называемые «излишки» денежных средств, оставшиеся после формирования новых компенсационных фондов. Не менее актуален и вопрос использования доходов, полученных от размещения средств СРО, сформированных до 4 июля 2016 года, в качестве взносов членов СРО в КФ обеспечения договорных обязательств. Для решения указанных проблем мною, как членом Совета НОСТРОЙ, прорабатывается соответствующая инициатива. Ее реализация позволит значительно сократить расходы членов СРО на взносы в КФ», — рассказывает координатор на страницах «Строительной газеты».
Не менее актуален для СРО вопрос о страховании финансовых рисков при возможных выплатах из компфондов ОДО, но страховщики пока что ничего подобного саморегуляторам не предлагают. «НОСТРОЙ и СРО в ближайшее время должны рассмотреть данную практику с целью поиска возможных путей страхования финансовых рисков и, соответственно, сохранения средств КФ ОДО», — считает Подлуцкий.
По его словам, есть в существующей системе саморегулирования и определённые недостатки. Например, закон возлагает на СРО ответственность за выполнение членами договорных обязательств, а полномочий к контролю тех, кто участвует в торгах, не даёт. Зря отменили и допуски к видам работ, — теперь заказчик не понимает, кого нанимает на свой объект. «Считаю необходимым вернуть разделение права на различные виды работ для более четкого контроля со стороны СРО и для лучшей навигации заказчика на рынке строительных услуг», — подчёркивает Подлуцкий.
Также нерешенными, на взгляд эксперта, остаются вопросы, связанные с формированием Национального реестра специалистов, и у саморегуляторов ЦФО есть на сей счёт своя позиция: «Практическим умом строители лучше понимают тонкости, которые подчас не видны сверху. Например, сейчас в НРС нельзя включить человека, который имеет среднее профобразование, более десяти лет отработал на стройке, но высшее образование получил всего год назад. С точки зрения руководителя строительной организации это как минимум странно. Это же идеальный прораб, имеющий базовое образование, опыт, да еще и стремящийся вырасти! Мы же вынуждены ему отказывать из- за несовершенства законодательства. Также необходимо рассмотреть возможность снижения требований по количеству специалистов, сведения о которых внесены в НРС, для субъектов малого и среднего бизнеса».
Напомним, что проблему формальных требований к специалистам НРС НОСТРОЙ собирается решить введением обязательной оценки квалификации. При этом стаж работы перестанет быть актуальным.