Независимая оценка квалификации, призванная заменить действующую систему повышения квалификации в сфере строительства, — одна из главных тем для дискуссий, разгоревшихся в профсообществе в последние месяцы. В ходе споров звучат самые разные мнения: от доводов в пользу НОК как механизма, способного повысить качество и безопасность строительных работ и тем самым облегчить СРО выполнение функций, прописанных в Градкодексе, до острой критики и обвинения авторов новой реформы в коррумпированности и изобретении новых поборов со строителей, итак пострадавших от кризиса.
Между тем, большинство строителей и саморегуляторов заняло, скорее, промежуточную позицию. А именно, соглашаясь с тем, что НРС в его нынешнем формате нуждается в серьёзной реорганизации, участники рынка высказывают опасения, что механизм НОК может быть принят без учёта мнения сообщества, а значит, способен породить новые риски. Насколько эти опасения оправданны?
Для ответа на этот вопрос стоит присмотреться к той ситуации с квалифицированными инженерными кадрами, которая сложилась в системе саморегулирования на сегодня. А поскольку о проблемах и задачах, которые стоят перед строительными СРО, говорилось уже немало, заглянем, как идут дела у их коллег, в проектных и изыскательских СРО. Ведь за общим шумом, который стоит вокруг ностроевской компании по продвижению НОК, положение дел в вотчине НОПРИЗ как-то отошло в тень. А там тоже задействованы тысячи организаций, которых эти процессы должны коснуться самым непосредственным образом.
Что говорит ВЦИОМ
Как всем известно, основными целями саморегулирования в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, а также повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства.
НОПРИЗ представляет интересы более 60-ти тысяч проектных и изыскательских организаций, в которых осуществляют свою деятельность более половины всех изыскателей и проектировщиков Российской Федерации численностью около 1,5 миллиона человек. Качественная работа этих организаций напрямую зависит от уровня квалификации их сотрудников, который должен непрерывно совершенствоваться с учётом вызовов технического прогресса и цифровизации.
Очевидно, что ключевой проблемой в отрасли является несоответствие уровня квалификации выпускников ожиданиям предъявляемым рынком труда. Так, по данным ВЦИОМ, 91% работодателей считают, что у выпускников недостаточно практических навыков, а 83% работодателей воспринимают уровень подготовки в вузах как средний или низкий.
Одним из важнейших приоритетных направлений деятельности НОПРИЗ как организации, представляющей интересы изыскательского и архитектурно-проектного сообщества, является выстраивание современной отраслевой системы квалификаций, ориентированной на формирование у специалистов, занятых в сфере инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования компетенций, необходимых для эффективной реализации национальных проектов и программ развития современных городов и населённых пунктов.
Существующие с середины XX века квалификационные справочники устарели, и государство передаёт регулирование этого важного вопроса профессиональному сообществу. Этот процесс уже активно развивается.
С 2012 года в России, в соответствии с указом президента, формируется национальная система квалификаций. Основными институтами, обеспечивающими деятельность системы профессиональных квалификаций в нашей стране, являются Советы по профессиональным квалификациям (СПК).
В сентябре 2019 года, решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям НОПРИЗ как организация, представляющая профессиональное сообщество России, был наделен статусом Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, под председательством народного архитектора России, академика, президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаила Посохина.
Одним из направлений деятельности СПК стало развитие Национального реестра специалистов. Анализ поступающих в реестр материалов и возникающих при этом проблем привели к неизбежному выводу – состояние дел в обеспечении отрасли компетентными кадрами стало острой проблемой, требующей немедленного решения.
«Торговцы корочками» идут ва-банк
Действующее законодательство определяет обязательность повышения квалификации по программам по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет. НРС созданы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Однако повышение квалификации требуется только по направлению подготовки в области строительства.
Понятие «направление подготовки в области строительства» – термин, существующий только в действующей редакции Градостроительного кодекса РФ. В действительности направление подготовки в области строительства не имеют отношения ни к каким другим направлениям, кроме строительства, например, инженерные изыскания не относятся к строительству в терминологии законодательства об образовании. На это особо обратил внимание в своём интервью руководитель Аппарата НОПРИЗ и ответственный секретарь СПК Сергей Кононыхин.
Минстрой России, подстраиваясь под термин принятого в 2017 году законопроекта, был вынужден утвердить Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства (приказ Минстроя России от 13 октября 2017 года №1427/пр).
В этот перечень включены 443 направления подготовки, включая в том числе кораблестроение, металлургию, радиотехнику и иные направления не имеющие отношения к отрасли. Таким образом, программы повышения квалификаций по любому из 443-х направлений подготовки являются надлежащими. В то время, когда строительная отрасль цифровизируется и требует скорейшего обновления квалификаций в первую очередь «реестровых» специалистов, которым отводится ключевая роль в обеспечении качества выполняемых работ.
При этом сама по себе работа по программам повышения квалификаций уже давно превратилась в поставленный на широкую ногу востребованный бизнес. В этой отрасли, помимо компетентных и уважаемых учебных организаций, активно «трудится» и огромная рать «торговцев корочками», который за сравнительно небольшую плату продают удостоверения, вообще не утруждая себя учебным процессом или сводя его до пустой формальности.
Сергей Александрович ещё рассказал в интервью о том, что показал мониторинг сайтов высших учебных заведений (НИУ ВШЭ, НИУ МГСУ, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. Н. Губкина, РАНХиГС), проведённый НОПРИЗ. А показал он то, что стоимость услуг по повышению квалификации, направленной на формирование необходимых компетенций у специалистов по организации строительства, организации инженерных изысканий, организации архитектурно-строительного проектирования, колеблется в пределах от 25-ти тысяч рублей до 47-ми тысяч рублей. Продолжительность обучения составляет от 40-ка до 72-х часов при очной форме обучения.
В то же время у торговцев корочками запросто можно найти предложения о приобретении удостоверений повышения квалификации без прохождения обучения в размере от 2.500 рублей, а в регионах – от 500 рублей. О качестве и эффективности знаний, полученных таким образом, говорить, конечно же, не приходится. Зато налицо огромный действующий рынок с оборотом в сотни миллионов рублей ежегодно.
В Национальные реестры НОСТРОЙ и НОПРИЗ сегодня внесена информация о более чем 320.000 специалистов. Всем известна ситуация, когда в НРС попадает информация о несуществующих людях. Ситуация возможна, поскольку при включении в Нацреестр не происходит реальной оценки специалистов, и абсолютно все документы могут быть сфабрикованы. Очевидно, что для некоторых участников рынка независимая оценка представляет опасность, поскольку позволит выявить случаи недобросовестного внесения в НРС и как следствие нарушений к членству в СРО.
Очевидно также, что организации, зарабатывающие на этом процессе «лёгкие деньги», настроены против независимой оценки квалификации, где федеральным законодательством установлены жёсткие требования к получению статуса Центра оценки квалификации, правилам проведения профессионального экзамена, а также системе мониторинга за процессом.
НОК – как разумная альтернатива
Система независимой оценки квалификации предлагает другой, альтернативный подход к контролю уровня специалистов, включаемых в НРС. Одна из моделей предложена в законопроекте № 934502-7 «О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства), который в июле этого запланирован на рассмотрение в первом чтении в Государственной Думе.
Документ вносит пакет изменений в нормы, регулирующие порядок ведения НРС.
Во-первых, снижаются минимальные требования к членам саморегулуемых организаций:
- отменено требование к стажу руководителей членов СРО;
- отменено требование к наличию не менее 2-х специалистов, внесённых в НРС.
Во-вторых, должностные обязанности специалистов привязываются к профессиональным стандартам.
В-третьих, меняется перечень документов для внесения в НРС, в том числе:
- отменяется перечень направлений подготовки, то есть высшее образование по любому направлению подготовки;
- отменяется 10-летний общий строительный стаж;
- повышение квалификации по направлению подготовки в области строительства заменяется на требование о наличии свидетельства о независимой оценке квалификации.
В-четвёртых, отменяется право Минстроя России определять порядок внесения информации в НРС.
В-пятых, у нацобъединений появляется право исключать информацию из НРС, в случае отсутствия свидетельства о НОК.
В-шестых, реестр членов СРО дополняется информацией о идентификационном номере специалиста из НРС.
Словом, предлагаемые нормы учитывают многие требования, которые уже не первый год звучат от представителей саморегулируемого сообщества. В частности, отмена 10-летнего стажа и требование о 2-х членах НРС.
Мы за ценой не постоим?
При этом со стороны сообщества всё-таки есть серьёзные сомнения, на которых стоит остановиться. Так, уже немало копий было сломано о проблему серьёзного роста расходов для строительных организаций в связи с проведением процедуры НОК. Однако, если разобраться, то процедура вряд ли обойдётся строителям дороже, чем действующий сегодня механизм повышения квалификации. Причина лежит в самом принципе ценообразования. Ведь ЦОК не несёт больших затрат на процедуру, все оценочные средства и программное обеспечение предоставляется ему для пользования от СПК. Так, по оценке НОПРИЗ, в этой связи стоимость профессионального экзамена может составить порядка 12.000 рублей. Качественное повышение квалификации при 16-часовой программе обойдётся не меньше.
Далее стоит учесть, что независимая оценка квалификации является единственной в стране процедурой подтверждения квалификации специалиста профессиональному стандарту (Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»). Это важный аспект, поскольку сегодня все квалификационные справочники устарели, и оба нацобъединения потратили немало сил и средств для разработки и утверждения новых квалификационных требований, установленных в профессиональных стандартах. Очевидно, что необходимо запускать процесс оценки на соответствие этим документам.
Вот и получается, что процедура НОК, которая придёт на смену ныне действующему повышению квалификации позволит заменить формальную продажу корочек на максимально объективную процедуру контроля под надзором аттестованных центров национальных объединений. Итоговые расходы на эту часть кадровой работы для добросовестных строителей не должны существенно возрасти. А результат призван приблизить саморегулируемое сообщество к его основной задаче – повышению качества и безопасности в строительной отрасли.
Источник: «За-Строй.РФ»
Обсудить на форуме