Два министерских года Владимира Якушева | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 09/11/2020

Два министерских года Владимира Якушева

Два министерских года Владимира Якушева

Не успел глава Минстроя Владимир Якушев покинуть свой пост, как журналисты взялись подсчитывать его успехи и промахи за два года министерской работы. Впрочем, промахов не заметили, а вот незавершённых дел оказалось достаточно, — доделывать их придётся Иреку Файзуллину, пока что первому замминистра, которого, без сомнения, утвердят на пост министра в ближайшее время.

Реформа долевого строительства

Якушев занял пост министра строительства после работы губернатором, — с 2005 по 2018 годы он возглавлял Тюменскую область. Опыт той работы, как неоднократно отмечали коллеги Якушева, должен был явиться подспорьем для реформирования российской стройки.

Чиновник запомнится строительному рынку в первую очередь тем, что именно на его время пришелся запуск реформы в области долевого строительства. Введение для застройщиков эскроу-счетов, на которых хранятся денежные средства до исполнения застройщиком обязательств перед покупателями, должно было стать фактором, исключающим возможность появления в стране новых обманутых дольщиков. На сегодняшний день, по данным Единой информационной системы жилищного строительства, в России с использованием счетов эскроу строится 44,9% индустриального жилья или 44,3 миллиона квадратных метров.

Амбиции нацпроектов

В 2019 году Якушеву пришлось начинать реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда», в рамках которого первоначально предполагалась к 2024 году увеличить годовой объем жилищного строительства как минимум до 120 миллионов квадратных метров. Однако на фоне коронакризиса властям пришлось признать, что достижение цели нужно отодвинуть на более дальние сроки. В октябре Якушев описывал работу над национальным проектом «Жилье и городская среда» как активную, но обещал, что «существенных изменений он не претерпит».

Незавершенные проекты

В текущем году Минстрой анонсировал запуск сразу нескольких важных проектов, в числе которых программу модернизации коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60%, а также объединение в один документ стратегий развития строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Разработка последней входит в утвержденный правительством план мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики России и должна охватить сферы жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, рынок строительных материалов и строительной техники, предусмотреть внедрение инноваций.

Также участники рынка жилищного строительства очень ждали от министерства строительства завершения работы над законопроектом о статусе апартаментов, обещанного кабмином еще в 2016 году и опять обещанного в настоящем.

Кроме того, во время работы Якушева в Минстрое была запущена разработка так называемого законопроекта о «всероссийской реновации». Документ призван урегулировать комплексное развитие территорий в регионах и законодательно описать, как можно расселять с использованием средств инвесторов ветхое и аварийное жилье (развивать идею придётся уже новому министру). Однако версия законопроекта, поддержанная Минстроем, вызвала активную критику ряда депутатов и экспертов. Например, против нее выступила глава думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Не поддержал документ и совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, отметив, что он содержит принудительное ограничение и лишение права собственности. Сам Якушев неоднократно отмечал, что реновация жилья в российских регионах не будет финансироваться из федерального бюджета, расселять ветхий и аварийный жилой фонд и строить на его месте новое жилье должны застройщики.

COVID-19

Работа в условиях пандемии коронавируса станет ещё одной важной строкой биографии Якушева (кстати, успевшему весной самому переболеть COVID-19) во главе профильного строительного ведомства.

В результате пандемии строительные работы пришлось так или иначе ограничивать в 53 регионах России, причем в двух субъектах – Москве и Подмосковье они были приостановлены практически полностью. Это не могло не привести к заметному отставанию в темпах строительства жилья – в первом полугодии они оказались на 11,4% ниже, чем в 2019 году (26,7 миллиона квадратных метров). Но уже по итогам девяти месяцев года строители сумели нарастить объемы работ и вышли на ввод в 47,8 миллиона «квадратов», что уже всего на 2,3% ниже, чем в прошлом году.

Основной мерой, позволившей отрасли жилищного строительства успешно справиться с экономическими трудностями, стала запущенная программа льготной ипотеки на новостройки под 6,5%. При участии Минстроя кабмин также дал старт и еще нескольким программам по поддержке рынка, например, субсидированию кредитов застройщиков, которые они взяли на жилищное строительство.

Однако часть работ, связанных с борьбой с рецессией в стройке, Якушев так и не успел завершить. Например, министерство так и не успело презентовать программы поддержки застройщиков с низкой маржинальностью. Кроме того, очевидно, уже преемнику Якушева придется бороться с такой проблемой отечественных стройплощадок, как нехватка рабочих из-за ограничений по въезду для мигрантов из стран СНГ. В конце лета в министерстве оценивали дефицит людей на российских стройках в 100 тысяч человек.

Задачи полпреда

Назначение Владимира Якушева на пост полпреда президента в Уральском федеральном округе многие сочли повышением. А по мнению губернатора Тюменской области Александра Моора, «колоссальный управленческий опыт» Владимира Якушева «позволит УрФО удерживать лидерские позиции в реализации нацпроектов» и «повысить инвестиционную привлекательность округа».

Глава региона поздравил Якушева с новой должностью и выразил уверенность, что тот продолжит «курс на динамичное развитие федерального округа», отметив, что работать с ним в команде «почетно и ответственно».

По материалам РИА «Недвижимость»

Темы: ,


Обсудить на форуме