В ходе беседы представители белорусских, петербургских и калининградских предприятий стройиндустрии услышали о текущем положении и перспективах развития рынка Янтарного края. По горячим следам министр строительства Калининградской области Михаил Викторов рассказал АН «Строительный бизнес» о том, чем полезны такие встречи и как будет проводится политика импотозамещения в регионе.
- Какой есть стимул у отечественных и совместных предприятий развиваться в условиях западных санкций, когда спрос практически гарантирован и иностранные конкуренты не мешают?
- Буквально недавно на встрече с «Деловой Россией» Владимир Владимирович Путин обратил внимание на то, что санкции рано или поздно отменят, и в связи с этим необходимо предпринимать действия – налаживать внутрироссийские логистические и деловые связи, выравнивать ценовую и транспортную составляющие, создавать конкурентный рынок.
Для Калининградской области с её эксклавным положением ситуация представляется довольно острой. Не имея тех или иных ресурсов, мы, например, не в состоянии производить цемент. Понятно, что его можно либо завозить в чистом виде, либо в виде клинкера, который в последующем будет перерабатываться на территории региона, что предпочтительней. Поэтому наша сейчас основная задача – оценить возможности ближайших поставщиков, прежде всего из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поскольку там есть ряд крупных заводов. С одной из крупнейших компаний мы сейчас начинаем переговоры по логистике.
Польза подобных встреч в том и состоит, что на них происходит обмен информацией, на основе которой завязываются долгосрочные деловые связи.
- Какие импортные поставки планируете заменить местными производствами в первую очередь?
- Помимо сыпучих стройматериалов и сырья для них точками импортозамещения является высокотехнологическое оборудование. Мы хотим создавать местные предприятия по его производству. «Первыми ласточками» являются лифты и светотехническое оснащение.
Сегодня все лифты к нам завозятся. Однако регион «созрел» и в плане строительства жилья, и необходимости проведения капитального ремонта и замены лифтов по программам жилищно-коммунального хозяйства, для организации лифтового производства. Спрос есть, вопрос только в том, кто первый скажет, что готов создать завод – это могут быть и белорусские коллеги, и петербургские, и подмосковные компании.
Потребность в светотехнике также велика. Сейчас у нас не только активные темпы жилищного строительства, но и возведение объектов социальной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области. Это означает, что нужны светильники в садиках, школах, жилых домах, мощная иллюминация предусмотрена в театре эстрады в Светлогорске, где требуется наружное и внешнее освещение. Считаю, что производство светотехнического оборудования как имеющего массовый спрос, вполне уместно на территории региона.
- Есть ли уже договорённости по лифтам и светотехнике?
- Да, по названным двум позициям уже есть конкретные предложения. Руководители интересующихся нашим рынком компаний посещали региональные промплощадки и в ближайшие дни приедут для прояснения деталей. Министерство строительства готово обеспечить в рамках полномочий сопровождение подобных инвестпроектов.
Вместе с тем, мы не останавливаем поиск и продолжаем мониторинг ситуации на рынке с целью определения других дефицитных позиций, чтобы вести переговоры дальше. Например, региону необходим широкий спектр отделочных материалов, включая плитку, краски и так далее.
- А у инвесторов нет опасений, что рынок региона ограничен и может быстро насытиться?
- Сейчас мы должны заложить основу для развития местных производств. Удовлетворения потребностей местного рынка – это только первый этап. Второй этап – создание конкурентной продукции и экспорт в соседние страны или другие регионы России. Для этого можно на полную мощность задействовать преимущества территориального положения Калининградской области, её близости к европейским потребителям. Цель – выдавать европейское качество по конкурентной с Китаем и Европой цене.
Задача не простая, но она не выглядит фантастической: технологии у нас есть, рынок есть, и по ряду позиций желаемый результат достигается. Приведу пример завода композитных материалов в Знаменске, который поставляет продукцию на местный рынок, а через два года будет экспортировать её в страны ЕС.
Подобные предприятия нужно искать, их заявкам уделять внимание и поддерживать. Данную функцию выполняет министерство промышленности, и мы, безусловно, не подменяем его. Однако минстрой может помочь определиться со спросом в регионе, произвести мониторинг и анализ данных, чтобы понять, где можно поменять старые логистические схемы с изменением структуры импорта и экспорта.
Губернатор Николай Цуканов ставит перед нами задачу комплексного решения вопроса импортозамещения, которое включало бы и создание новых рабочих мест. Конечная цель наших усилий – сдерживание цен на продукцию предприятий стройиндустрии, обеспечение независимости от отрасли от импорта, достижение низкой стоимости метра жилья и формирование мощного строительного индустриального кластера с подготовкой и воспроизводством квалифицированных кадров.
Автор: Валентин Балановский
Источник: Агентство Новостей «Строительный бизнес»
Обсудить на форуме