В России намерены реформировать систему технического регулирования в строительстве. Реформа состоит в том, чтобы актуализировать существующие СНиПы, и внедрить на территории России европейские строительные стандарты (еврокоды).
На вопросы журнала «Строитель» по теме технического регулирования отвечает Анатолий Анкудинов, заслуженный строитель России, заместитель директора ЗАО "Центр по испытаниям, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии" — член СРО НП «Объединение строителей Астраханской области» (НП «ЕДИНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»).
Анатолий Георгиевич, какую из стратегических линий реформирования системы техрегулирования в строительстве вы считаете более правильной: постепенное приведение национальных и межнациональных ( в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС) стандартов, норм и правил в соответствие с международной системой, или же ускоренный прямой переход на европейские и мировые стандарты с отменой обязательных СНиПов? И почему?
- Реформирование системы технического регулирования должно идти путем постепенного приведения национальных стандартов, норм и правил в соответствие с международными нормативами и современными технологическими требованиями. Строительству не нужны революционные потрясения с развалом того, что есть. Необходим последовательный, целеустремленный переход к прогрессивным технологиям и материалам, с учетом реальных технических и кадровых возможностей.
Полноценно ли, на ваш взгляд, идет процесс актуализации СНиПов и ГОСТов? Какие проблемы и недостатки в основном ему препятствуют?
- Работу по актуализации ГОСТ можно в целом считать удовлетворительной, поскольку она выполняется четко по плану Росстандарта, и направлена на уточнение требований к материалам и методам их испытаний. Ситуация же с актуализацией СНиПов характеризуется определенным дисбалансом. Несмотря на то, что СНиПы состоят из блоков (нормы проектирования, правила производства работ, правила приемки работ и т.д), разрабатываются только нормы проектирования, которые к строителям имеют опосредованное отношение. Обновление правил производства работ, несмотря на то, что финансирование актуализации СНиПов ведется Национальным объединением строителей, в ближайшее время не планируется. Например, редакция Правил производства и приемки строительно-монтажных работ (бывшая III глава СНиП), действующая с 1985-1987 г.г., практически не претерпела изменений, и не пересматривается, как будто требования потребителей, технологий и материалы с тех пор не изменились.
Каким образом в нынешних условиях можно эффективно обеспечить безопасность зданий и сооружений, других продуктов строительной деятельности, а также стройматериалов?
- Обеспечение безопасности зданий и сооружений во многом зависит от самих строителей. Так, в двух федеральных законах Градостроительном кодексе и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений имеется прямое указание на обязанность подрядчика и застройщика или заказчика выполнять контроль материалов и работ. Опыт ведения строительного контроля показывает, что это требование зачастую не выполняется или выполняется в неполном объеме, формально, неквалифицированно и т.д. Исключение из Приказа Минрегиона РФ №624 работ по осуществлению строительного контроля застройщиком или заказчиком и введение №240-ФЗ нормы, допускающей организацию строительства застройщиком, уничтожила ранее существовавшую систему многоступенчатого контроля. Теперь без оформления свидетельства о допуске и подтверждения квалификации работников строительный контроль может вести застройщик или заказчик. Кроме того, это же лицо может выступать и генподрядчиком, т.е. бесконтрольно осуществлять строительство. На этом примере поясняю, что эффективно обеспечить безопасность зданий и сооружений, в числе других мер, можно только путем совершенствования законодательства при соблюдении уже существующих правил и усилении ответственности за их нарушение.
Обсудить на форуме