Москва претендует на новые полномочия при возведении «объектов регионального значения» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 18/12/2019

Москва претендует на новые полномочия при возведении «объектов регионального значения»

Москва претендует на новые полномочия при возведении «объектов регионального значения»

Разрешение на строительство дорог, школ, больниц и других «объектов регионального значения» в Москве может выдаваться властями до оформления документов на землю, если участок принадлежит городу. Поправки к законодательству об этом во втором чтении приняла Госдума. Автор, депутат Госдумы Николай Гончар, уверяет, что коррективы нужны для ускорения социальных строек в Москве, в том числе по программе реновации.

Поправки к закону «О статусе столицы РФ» разработал депутат Госдумы Николай Гончар (избран от Москвы, соавтор законодательства о реновации). Он предложил дополнить понятие этого статуса, включив в «отдельные правоотношения» в этой сфере не только реновацию, но и «строительство и реконструкцию объектов регионального значения».

Согласно Градостроительному кодексу РФ, речь идет о дорогах, вокзалах, школах, вузах, больницах, стадионах и энергообъектах, но в столичном законодательстве этот перечень еще шире. В него, например, входят банки, похоронные конторы и транспортно-пересадочные узлы. Для этих объектов предложено разрешить разрабатывать схемы инженерных сетей и точек их подключения, как это сделано сейчас для домов по программе реновации. Также вводится новая норма: выдача разрешений на строительство «объектов регионального значения» до оформления документов на землю — в случае, если участок принадлежит городу. Наконец, еще до выдачи разрешений, говорится в поправках, на стройплощадках можно производить подготовительные работы (для этого достаточно подать документы на государственную экспертизу).

Господин Гончар заверил “Ъ”, что поправки касаются лишь социальных объектов. В пример он привел ситуацию в столичном районе Очаково, где к 17 домам застройщик «забыл построить школу». Депутат пояснил, что подобные нормы «в ряде случаев сокращают сроки строительства в три раза». «Речь о ведении всех этапов подготовки к строительству не последовательно, а параллельно»,— сказал Николай Гончар, пояснив, что схема «отрабатывалась» в 2017 году при подготовке закона о реновации.

Примечательно, что поправки господина Гончара неожиданно появились ко второму чтению законопроекта, вводящего единые стандарты оказания государственных и муниципальных услуг (в том числе сокращающие сроки выдачи разрешений на строительство с семи до пяти дней). Между тем противники указывают на другую норму в документе, позволяющую столичным властям самим согласовывать правила землепользования и застройки (ПЗЗ), в том числе «особенности состава, содержания, порядка разработки и утверждения» этого документа. Отметим, что именно в ПЗЗ оговаривается высотность и назначение зданий на земельных участках; коррекция этих документов и планировок кварталов с апреля 2019 года нервно и с аншлагами обсуждаются на публичных слушаниях по всему городу в рамках программы реновации. В законопроекте говорится и о похожей схеме согласования генплана (но здесь помимо мэрии должно участвовать еще и правительство РФ).

Примечательно, что в отзыве правового управления Госдумы обращается внимание, что в проекте «определяются исключения из установленного регулирования» по актам правительства РФ, но подчеркивается, что эти акты «обязательны к исполнению». Докладчик, зампред комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев призвал во вторник принять законопроект, что и было сделано единогласно — вопросов у депутатов не было.

В тот же день у Госдумы прошла серия пикетов жителей, утверждающих, что поправки «уничтожат Москву» и позволят властям «строить что угодно и где угодно без согласований».

Константин Савин из адвокатской компании «Павлова и партнеры» считает, что в поправках все же «не идет речь об особо упрощенном утверждении ПЗЗ и его частей». Партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин характеризует проект как «упрощение процедур получения документов», но также считает, что у мэрии «не появляется дополнительных полномочий». Анна Горлова из «КСК групп» обращает внимание, что законопроект не прошел антикоррупционную экспертизу, «хотя между первой и последующими редакциями были изменения».

Впрочем, юристы разошлись в оценках судьбы института публичных слушаний по ПЗЗ и генплану. Господин Редин считает, что в случае утверждения поправок «из процесса согласований будут исключены местные жители». Однако Константин Савин полагает, что отмены слушаний не будет, поскольку обязанность их проводить закреплена в Градостроительном кодексе РФ и законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» (а туда коррективы не вносятся). Господин Гончар также заверил “Ъ”, что к процедуре слушаний поправки «не имеют никакого отношения».

Источник: «Коммерсантъ»

Темы: , ,


Обсудить на форуме