Национальные стандарты вместо стандартов НОСТРОй? | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 04/02/2014

Национальные стандарты вместо стандартов НОСТРОй?

Одобрительными аплодисментами встретили участники традиционных Дней саморегулирования в строительстве, которые прошли на площадке Крокус-Экспо 12-13 декабря 2013 года, информацию о создании Технического Комитета по стандартизации ТК 400 «Производство работ в строительстве, типовые технологические, организационные процессы».

Соответствующий приказ Росстандарта № 1464 от 12 декабря 2013 года был подписан к открытию Дней саморегулирования, о чем с удовольствием поведал строительной аудитории заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин. Он особо отметил, что у нового ТК 400 хорошие перспективы, и выразил надежду, что наработанный комплекс из 156 стандартов НОСТРОЙ будет перенесен на национальный уровень, и станет основой национального нормирования в этой сфере.

Легко понять позитивный настрой руководства Росстандарта по поводу перспектив деятельности будущего ТК. Не имея возможности обеспечить сколько-нибудь существенное бюджетное финансирование разработки национальных стандартов, Росстандарт крайне заинтересован в технических комитетах, опирающихся на собственную финансовую базу и способных улучшить отчетные показатели Росстандарта по числу разработанных ГОСТов. Таковым, безусловно, становится ТК 400, руководителями которого утверждены видные специалисты в области стандартизации — ответственные работники Национального объединения строителей Лариса Баринова и Сергей Пугачев, а ведение секретариата и выполнение программы работ ТК 400 будет опираться на солидные ресурсы НОСТРОЙ.

Желая успешной работы новому ТК 400, автор настоящей статьи в то же время хотелбы высказать ряд соображений, связанных с возможными долгосрочными последствиями создания нового ТК 400 для отраслевой стандартизации в области строительства.

«Все ресурсы ограничены»

Так гласит основной закон экономики. Если вести речь о стандартизации, здесь ограничителями являются не только финансовые, но и организационные и людские (творческие) ресурсы для формулирования программных приоритетов, технических заданий, разработки в сжатые сроки проектов национальных стандартов, проведения их общественного обсуждения, профессиональной экспертизыи достижения консенсуса при рассмотрении в техническом комитете.

Следует обратить внимание, что закрепленная за ТК 400 область деятельности «Производство работ в строительстве, типовые технологические, организационные процессы», почти полностью совпадает с требованиями к содержанию стандартов СРО, установленными в статье 55-5 Градостроительного кодекса РФ. Согласно упомянутой норме, «стандарт СРО — документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ». Конкретный перечень работ в строительстве, подпадающих под эту норму, детально раскрыт в Приказе Минрегиона России от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Закрепленная за ТК 400 область деятельности не включает вопросов проектирования и инженерных изысканий, но при этом включает все виды технологических и организационных процессов в сфере строительства, в т.ч. и не влияющие непосредственно на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому область деятельности ТК 400 выглядит даже шире перечня из более чем трехсот видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, перечисленных в Приказе №624.

В соответствии с «Приоритетными направлениями работ деятельности Национального объединения строителей», утвержденными Съездом НОСТРОЙ, в 2012-2013 гг. предполагалось завершить разработку стандартов Национального объединения строителей по наиболее распространенным видам строительных работ, влияющих на безопасность строительных объектов. К сожалению, эта работа далека от завершения.

Из приведенных ниже диаграмм 1-3 можно видеть, что по состоянию на 1 декабря 2013 года по многим видам строительных работ стандарты НОСТРОЙ не только не разработаны, но их разработка даже не планируется. При этом по ряду видов работ число стандартов НОСТРОЙ уже значительно превышает необходимый минимум и продолжает наращиваться быстрыми темпами. Здесь усматривается аналогия с притчей о поисках потерянной вещи не там, где ее можно реально найти, а там, где удобно искать. Несколько десятков дополнительных стандартов НОСТРОЙ на правила устройства инженерных сетей и систем зданий или рытье мелиоративных каналов, при бесспорно высоком качестве и полезности этих документов, не смогут компенсировать отсутствие стандартов на правила устройства шахт, скважин и правила выполнения буровзрывных работ.

Отсутствие или недостаточное число стандартов НОСТРОЙ по многим важным видам работ не позволяет реализовать базовый принцип Федерального закона «О саморегулируемых организациях»: «без стандартов деятельности нет СРО» и решить проблему обязательности принятия стандартов всеми строительными СРО (см. рисунок). Только после разработки национальными объединениями всех необходимых стандартов на правила выполнения работ, можно заменить в статье 55-5 Градкодекса РФ диспозитивную норму о праве СРО утвердить стандарты НОСТРОЙ (НОП, НОИЗ) для обязательного применения своими членами, императивной нормой о наделении СРО правом выдачи допусков только на те виды работ, на которые в данном СРО утверждены соответствующие стандарты.

Поэтому отвлечение части ресурсов НОСТРОЙ на задачи национальной стандартизации, причем в области, в отношении которой законодатель предусмотрел развитие стандартизации на уровне СРО (т.е. фактически отраслевой стандартизации, выполняемой в интересах СРО национальными объединениями СРО в области строительства), может затормозить реализацию упомянутого выше приоритетного направления деятельности.

Напутствие в дорогу

Если наши предыдущие рассуждения читателю представляются обоснованными, мы позволим себе высказать несколько рекомендаций по формированию программы работ нового ТК 400.

Прежде всего, следует отказаться от внешне привлекательной, но весьма рискованной идеи переработать или переутвердить существующие стандарты НОСТРОЙ в ГОСТы Р. Реализация этой идеи резко понизит статус стандартов СРО, утвержденных на основе стандартов НОСТРОЙ. Как известно, в соответствии со статьей 16-1 (пункт 4) Федерального закона «О техническом регулировании» в случае отсутствия в утвержденном Росстандартом перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента, национальных стандартов на виды работдопускается применение соответствующих стандартов организаций. При наличии таких ГОСТов Р необходимость применения аналогичных стандартов СРО отпадает.

В соответствии со ст. 55-15 Градостроительного кодекса Российской Федерации меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из СРО, применяются к членам СРО в случае неисполнения требований как технических регламентов, так и стандартов СРО. В этом смысле стандарты СРО для членов СРО имеют ту же силу, что и технические регламенты. В общем случае стандарты СРО имеют для членов СРО даже более высокую силу, чем национальные стандарты. Но при этом стандарт СРО — это стандарт организации. Здесь возникает противоречие между статусом национальных стандартов, которые определены статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» как документы добровольного применения[1], и обязательностью стандартов организации для этой организации. То есть возникает ситуация, когдастандарт более низкого уровня имеет большую юридическую силу для члена СРО, чем национальный стандарт.[2]

Учитывая, что членством в СРО охвачена практически вся строительная отрасль, можно прогнозировать со временем возникновение и нарастание противоречий между требованиями экспертизы, которая осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов (а, значит, требованиям применимых национальных стандартов), и требованиями СРО к своим членам.

Разрешить это очевидное противоречие можно, только разделив объекты национальной стандартизации в закрепленной за ТК 400 области деятельности и объекты, в отношении которых уже разработаны стандарты НОСТРОЙ, или их разработка предусмотрена программой стандартизации НОСТРОЙ. Это не должны быть одни и те же объекты.

Национальные стандарты — инструмент инноваций

Инновации и строительство — вещи трудно совместимые в силу объективной консервативности строительства. Особенности объектов капитального строительства таковы, что инновация, не закрепленная в стандарте, опасна для строительства. Только стандартизованная технологическая инновация становится признанной передовой технологией. Именно национальная стандартизация со всей совокупностью процедур, предшествующих утверждению нового ГОСТа Р, позволяет проектировщикам и лицам, осуществляющим экспертизу и применение новых технологий, получить необходимую уверенность в безопасности объекта строительства. Эта мысль проиллюстрирована на рисунке, на котором показано, что «мост», опирающийся на национальные стандарты, позволит быстрее преодолеть так называемую «пропасть инноваций».

Поэтому мы настоятельно рекомендуем новому ТК 400 при разработке своего бизнес-плана уделить особое внимание разработке ГОСТов Р по инновационным технологиям в строительстве. Полагаем, что планирование деятельности ТК 400 заслуживает серьезного публичного обсуждения. Предлагаем считать эту статью началом такой дискуссии.

Источник: «Строительство.ру», автор: эксперт Государственной Думы Александр Курский.

Темы: , ,


Обсудить на форуме