НОИЗ предложил программу сотрудничества с национальными объединениями проектировщиков и строителей | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

НОИЗ предложил программу сотрудничества с национальными объединениями проектировщиков и строителей

4 апреля 2011 года в здании Мэрии Москвы на Новом Арбате состоялась Вторая научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: последние изменения в практике и законодательстве». С докладами на конференции выступили представители Министерства регионального развития РФ, МЧС, национальных объединений градостроительного комплекса, крупнейших страховых компаний, отраслевых НИИ, организаций экспертного сообщества. Всего в работе конференции принимали участие более 600 человек. Национальное объединение изыскателей (НОИЗ) представлял руководитель аппарата – А.В.Акимов.

Министерство регионального развития России на конференции представляла заместитель директора департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики М.Р.Самсонова. Она сообщила, что в период 1 до 3 месяцев будет окончательно решен вопрос о передаче от Ростехнадзора к Минрегиону полномочий в части ведения реестра и контроля за саморегулируемыми организациями. Данное решение согласовано обеими ведомствами и позволит соединить функцию координации работы и надзора в Минрегионе. В качестве важного направления совместной работы министерства и национальных объединений М.Р.Самсонова назвала подготовку соглашения «об открытом отраслевом партнерстве» между национальными объединениями и образовательными учреждениями в области кадрового планирования и развития системы профессионального образования в градостроительной области.

Вице-президент НОСТРОЙ В.С.Опекунов главное внимание уделил только что опубликованному постановлению правительства РФ №207, определяющему минимально необходимые требования при выдаче свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах. Он отметил, что в постановлении отсутствует понятие «уникальные объекты», поскольку в связи с активным внедрением новых технологий в строительной отрасли эти объекты стали восприниматься в качестве обычных. Вместе с тем, постановление устанавливает два уровня требований к организациям, претендующим на получение допуска к работам на объектах атомной энергетики и прочим опасным и сложным объектам. Те СРО, которые намерены выдавать допуски к работам на особо опасных и технически сложных объектах должны будут провести общие собрания, на которых необходимо принять внутренние требования по каждому виду работ на уровне не ниже предусмотренного в постановлении. После этого необходимо будет в течение полугода произвести замену свидетельств о допуске к этим видам работ, отметил В.С.Опекунов. Он уточнил, что для атомной энергетики это необходимо будет после вступления в законную силу постановления о порядке применения этих требований.

В.С.Опекунов рассказал о работе возглавляемой им комиссии НОСТРОЙ по борьбе с недобросовестными СРО. Он напомнил, что в ходе одного из заседаний правительственной комиссии по административной реформе было принято протокольное решение о необходимости установления жесткой нормы ответственности СРО за нарушения законодательства. Соответствующие поправки в ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» в настоящее время готовятся Минэкомразвития.

Руководитель аппарата НОИЗ А.В.Акимов в своем выступлении рассказал об основных направлениях работы изыскательского Нацобъединения, выделив при этом подготовку и сопровождение федеральных законов, постановлений правительства, разработка технических регламентов и национальных стандартов, содействие качественному профессиональному образованию и повышению квалификации, защиту интересов предпринимательского сообщества и развитие международного сотрудничества. Он отметил, что особое внимание в НОИЗе уделяется борьбе и избыточными административными барьерами. Усилиями Нацобъединения удалось внести две статьи в 240-ФЗ, облегчающие положение изыскательского сообщества, субъекты РФ постепенно принимают решения по отмене регистрации инженерных изысканий, продолжается борьба за отмену лицензирования инженерно-геодезических работ в интересах строительства, по целому ряду направлений ведется диалог с органами государственной экспертизы.

Руководитель аппарата НОИЗ назвал «шизофренией» ситуацию, сложившуюся в сфере управления строительным комплексом, при которой принятые даже на самом высоком уровне решения, а также рациональные предложения профессионального сообщества утопают в бюрократической волоките и бесконечных согласованиях.

Он также обратил внимание аудитории на ситуацию, при которой роль национальных объединений в части представления интересов строительного профессионального сообщества определена федеральным законом, но главными советчиками Правительства РФ (в частности, Минэкономразвития) почему-то являются такие объединения, как «Опора России» и РСПП, где представителей именно строительных компаний очень мало.

А.В.Акимов предложил программу сотрудничества между национальными объединениями изыскателей, проектировщиков и строителями, направленную на спасение инженерно-строительного сообщества:

для недопущения «фукусимизации» России законодательно закрепить участие профессионального сообщества в разработке и согласовании нормативных и правовых документов (пока это происходит эпизодически и явочным порядком);

обязательная доработка в течение 2011-2012 гг СНиПов и ГОСТов из перечня документов обязательного применения, которые внесены в план Минрегиона;

создание и утверждение сборника укрупненных цен на проектные и изыскательские работы для строительства, законодательное определение ответственности заказчика за определение начальной цены конкурса;

спасение базовых проектных институтов и трестов инженерных изысканий от недобросовестной конкуренции. (Именно они должны составить костяк, который в дальнейшем будет двигать отрасль вперед. Большие надежды в этом отношении связаны с ФКС. Профессиональное сообщество должно дать свои предложения в проект соответствующего закона по механизмам предквалификации и государственного строительного надзора);

создание вместо нынешней системы государственной экспертизы некоммерческих экспертных структур, которые будут сопровождать проектирование и стройку, а не создавать административные барьеры;

введение материальной и административной ответственности за качество работ, соблюдение обязательных норм и контрактных условий;

внесение положений об отраслевых особенностях в части инженерных изысканий в законодательную базу, определяющую порядок распределения бюджетных средств через систему торгов.

Тема электронных торгов и аукционов в строительстве в современных условиях была затронута в докладе гендиректора «Центра подрядных торгов в строительстве» Е.В.Лезиной. Она особо отметила, что в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2011 г госзаказ на все строительные работы размещается через систему электронных аукционов. Исключение составляют проектно-изыскательские работы, работы на технически сложных и особо опасных объектах и памятниках истории и архитектуры. В этих случаях заказчик имеет возможность выбора между электронным аукционом и открытым конкурсом. При этом, в соответствии с разъяснением ФАС, на которое сослалась Е.В.Лезина, заказчик имеет право требовать от участников размещения заказов только один вид допуска – на строительный генеральный подряд и генеральный подряд в проектировании. Она сообщила, что внесенный в начале апреля в Государственную думу законопроект предусматривает только два существенных изменения по сравнению с действующим законом №94-ФЗ. Это обоснование начальной цены контракта и возможность одностороннего расторжения контракта решением межведомственной комиссии.

Е.В.Лезина выступила против идеи возложить на заказчика обязанности проведения предквалификации. По ее мнению, ответственность за предварительный отсев неквалифицированных участников торгов необходимо законодательно возложить на саморегулируемые организации.

Директор департамента технического регулирования НОСТРОЙ С.В.Пугачев подробно остановился на работе по актуализации и гармонизации нормативно-технической базы, которая ведется в объединении строителей. Он отметил, что все три национальных объединения разделяют общий подход, согласно которому применение еврокодов предполагает учет природных особенностей каждой страны и её строительных традиций. Прямое применение зарубежных нормативных документов и типовых проектов на территории России, по его мнению, создает риски возникновения аварийных ситуаций.

Представитель страховой компании РОСНО Е.Н.Федорова остановилась на вопросах, связанных со страхованием гражданской ответственности в строительстве, которая является в России обязательным элементом системы саморегулирования. Она отметила, что страхование на объектной базе является обязательным в нашей стране, если объект строительства является предметом залога, если в строительстве участвует иностранный капитал и если строительство выполняется за счет средств бюджета. Во всех остальных случаях страхование осуществляется на годовой базе. В этой связи она обратила внимание руководителей строительных организаций на целесообразность использования формы ретроактивного периода, которая позволяет при заключении нового договора страховать ответственность в предыдущие периоды страхования. Кроме того, она рекомендовала саморегулируемым организациям подключаться к схемам коллективного страхования компенсационных фондов.

Пресс-служба НОИЗ


Обсудить на форуме