О текущих вопросах совершенствования законодательства в системе саморегулирования рассказывает «Строительному Еженедельнику» депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Сергей Петров.
– Сергей Валериевич, как решается вопрос введения негосударственной экспертизы?
Одним из самых значимых событий в строительной отрасли стала замена института лицензирования саморегулированием. Введение института саморегулируемых организаций явилось объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, ухудшающимся качеством строительства и отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.
Теперь вопросы допуска на рынок, обеспечение качества строительства находятся в руках самого профессионального сообщества. Репутационные риски, имущественная ответственность являются стимулами для того, чтобы не допустить на строительный рынок недобросовестных участников. Большую роль при этом играют национальные объединения, основная задача которых, с одной стороны, защищать интересы саморегулируемых организаций, а с другой – задавать общие правила игры, предотвращать создание фиктивных СРО. Конечно, остался ряд проблемных вопросов. Но их решение зависит от действий самого профессионального сообщества.
Планируется передача от государства профессиональному сообществу и иных функций. Так, на рассмотрении в Комитете находится законопроект, предусматривающий введение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации в качестве альтернативы государственной экспертизе. Для ряда объектов государственная экспертиза будет продолжать действовать. Речь идет, в частности, об объектах строительства, реконструкции и капремонта на территории посольств, консульств и представительств РФ за рубежом; объектах на шельфе и во внутренних морских водах; объектах обороны и безопасности, иных объектах, сведения о которых составляют государственную тайну; автомобильных дорогах федерального значения; особо опасных, технически сложных и уникальных сооружениях (например, атомные объекты, либо сооружения, связанные с хранением опасных веществ); объектах культурного наследия; объектах реконструкции и капремонта на особо охраняемых территориях, а также объектах, финансируемых за счет бюджетных средств.
Законопроект еще не внесен в Госдуму. Негосударственная экспертиза в строительстве будет введена, скорее всего, с июля 2013 года.
Кроме того, устанавливается требование к аккредитации организации, проводящей негосударственную экспертизу, о наличии не менее 8 работников по основному месту работы аттестованных на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Аттестация специалистов осуществляется экспертной комиссией в порядке, утвержденном Минрегионразвития РФ.
– Какие вопросы планируется рассмотреть во время работы текущей осенней сессии?
Одним из приоритетных направлений фракции «Единая Россия» является снятие избыточных административных барьеров в строительной отрасли. Сегодня разделены понятия строительства, реконструкции и капитального ремонта. На капитальный ремонт не нужно получать разрешение на строительство и проходить экспертизу.
Так, упрощен порядок подготовки и согласования документов территориального планирования, в том числе генеральных планов. Данные меры позволят муниципалитетам до конца 2012 года принять необходимую градостроительную документацию, предусмотреть параметры застройки территории с выделением зон жилой застройки. Наличие документов, определяющих планируемое развитие территории, будет способствовать созданию ситуации, когда инициатива освоения территории, в том числе – жилищного строительства, должна исходить от органов власти, которые бы активно предлагали застройщику широкий фронт работ на заранее подготовленных для освоения и застройки территориях.
По инициативе депутатов-членов партии «Единая Россия» был принят «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Данный закон установил общие требования безопасности на всех стадиях жизненного цикла объекта. Кроме того, принятие этого закона послужило импульсом к пересмотру ранее действующих СНиПов и сводов правил. Работа по их актуализации должна быть закончена к 1 июля 2012 года. В настоящее время мы также готовим поправки, которые позволили бы при соблюдении определенных условий применять на территории Российской Федерации зарубежную проектную документацию.
Еще одним направлением фракции «Единая Россия» в Государственной Думе является создание условий для строительства комфортного и доступного жилья. Так, нами был инициирован и принят Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства», главной целью которого является вовлечение в оборот в целях жилищного строительства неиспользуемых или неэффективно используемых федеральных земельных участков.
Недавно Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства был наделен полномочиями по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, прежде всего, малоэтажного, без торгов кооперативам граждан. При этом Фонд обязан оказывать содействие в подключении строящихся такими кооперативами поселков к внешним сетям инженерной инфраструктуры. Категории граждан и основания их включения в члены таких кооперативов устанавливаются Правительством.
В целях поддержки стройки, а также в целях развития малоэтажного жилищного строительства были внесены изменения в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и предусмотрена финансовая поддержка за счет средств Фонда для реализации соответствующих региональных адресных программ.
По инициативе депутатов-членов «Единой России» весной этого года были внесены изменения в Земельный кодекс в части предоставления земельных участков, в том числе и для строительства, многодетным гражданам. Для решения данного вопроса предусматривается передача земель из федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
В числе приоритетных направлений фракции «Единая Россия» на ближайшую перспективу является создание условий для строительства жилья эконом-класса. Предлагаемые механизмы позволят гражданам приобретать жилье по фиксированным ценам, существенно ниже рыночных, фактически по себестоимости жилья. Это достигается за счет снижения затрат застройщика. Так, земельный участок предоставляется без взимания платы, строительство внешних сетей берет на себя муниципалитет. При этом договор на освоение земельных участков заключается с победителем аукциона, который предложит наиболее низкую цену продажи построенного жилья.
Актуальным остается вопрос повышения безопасности зданий и сооружений. В связи с этим Государственной Думой в первом чтении принят законопроект, направленный на совершенствование системы ответственности в этой сфере. Предлагается имущественную ответственность за причинение вреда в результате обрушения или повреждения здания или сооружения возложить на собственников таких объектов. Только при таком подходе будут закладываться повышенные требования к безопасности объектов, обеспечиваться их надлежащая эксплуатация. Ответственность собственников планируется ввести с 2012 года.
– Как идет работа над новой редакцией федерального закона о госконтрактах?
Сегодня в этом направлении ведется большая работа. Были проведены неоднократные парламентские слушания, заседания экспертных комиссий при министерствах и ведомствах.
На сегодняшний день определены базовые принципы для новой редакции этого закона: это федеральная контрактная система (на сайте Минрегионразвития каждый может внести свои предложения по совершенствованию этого законопроекта). Сейчас идет оживленная дискуссия между Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой по поводу этого вопроса. Федеральная антимонопольная служба стремится свести все к электронным торгам. В этом подходе есть свои плюсы, однако есть и опыт, когда такие торги срывались. Минэкономразвития продвигает более дифференцированный подход к участникам тендеров с учетом большого количества параметров.
Обсудить на форуме