Валерий Мозолевский: Главные проблемы строительного комплекса не те, которыми занимается Нацобъединение | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 17/01/2013

Валерий Мозолевский: Главные проблемы строительного комплекса не те, которыми занимается Нацобъединение

- Валерий Павлович, закончился 2012 год, который был полон значимых для строительной отрасли событий. Какие из принятых решений, событий и предложений вы считаете ключевыми в ушедшем году?

- На мой взгляд, одно из главных событий 2012 года для саморегулируемого сообщества состоялось на VI Съезде НОСТРОЙ. Я имею в виду результаты выборов на пост президента Нацобъединения.

В этот раз, как и на протяжении полутора лет, с высокой трибуны мы услышали полюбившееся многим и успевшее порядком надоесть клише – «саморегулирование состоялось». Но если первый этап становления саморегулирования пройден, то почему мы не видим и не слышим ничего кроме этого крылатого лозунга? К чему мы движемся (и движемся ли?), если не существует ни одной программы развития саморегулирования, отсутствует четко сформулированный и обоснованный вектор действий.

Саморегулируемое сообщество также начало все чаще задаваться вопросом: а сколько еще продлится эйфория от процесса состоявшегося «становления», и когда в органах НОСТРОЙ наступит ожидаемый и так необходимый строительному комплексу сегодня результативный рабочий процесс? Об этом говорят результаты выборов президента объединения, где действующий глава НОСТРОЙ Ефим Басин одержал ожидаемую победу. Но тот факт, что разрыв между ним и его конкурентом, который не всеми рассматривался как равный соперник, был минимальным, является серьезным прецедентом. Кандидат, составивший конкуренцию действующему президенту НОСТРОЙ, для многих стал своеобразным громоотводом – в первую очередь для тех, кто проголосовал не за конкретного кандидата, а против нынешней политики НОСТРОЙ.

- Конец года был отмечен отставкой главы Госстроя Владимира Когана и грядущим сокращением числа функций и полномочий этого ведомства, переход его под более полный контроль Минрегиона. Считаете ли вы, что такая позиция Минрегиона и Правительства РФ верна? На каких направлениях работы в будущем году должен будет сконцентрировать свои усилия Минрегион?

- Отвечу коротко: считаю, что в России должно быть создано полноценное Министерство строительства РФ.

- Насколько, на ваш взгляд, в сознании чиновников и других представителей общества укоренилась мысль о том, что саморегулируемые организации – полноправные участники строительного рынка, имеющие влияние на отрасль, с которыми можно и нужно сотрудничать? Завоевал ли НОСТРОЙ, как представитель строительного сообщества, авторитет у властей?

- На сегодняшний день власти, зачастую, неохотно идут на взаимодействие с саморегулируемым сообществом. Пока они не полностью осознают  нас движущей силой, способной к партнерскому взаимодействию. На Сахалине  мы более двух лет отвоёвывали признание и пространство для продуктивной работы с заказчиками, органами власти и управлениями области и муниципалитетов. Да, были трудные времена непризнания, отторжения, возмущения. Сейчас мы с гордостью можем отметить, что это время не прошло даром. Нас принимают, нас понимают, мы нужны на областном и муниципальных уровнях. Совместно с Министерством строительства области мы формируем повестки дня Коллегий, совещаний, семинаров для строителей, проектировщиков и технических заказчиков. Совместно мы разработали многие региональные методические документы. Один из самых значимых результатов – создание Типового контракта на строительство, который был принят островным минстроем. Сейчас идёт процесс его внедрения в практику торгов. На сегодняшний день мы достигли замечательного уровня понимания с мэрией г. Южно-Сахалинска. Мало того, бывший руководитель отдела контроля НП СРО «Сахалинстрой» в конце 2012 года был назначен вице-мэром по строительству областного центра. Совместно с Правительством области мы провели большую работу по концентрации функций технических заказчиков области в одних центрах в муниципалитетах, а также в УКСах области и муниципалитетов. Значимым результатом этой работы является то, что с начала 2013 года главврачи или заведующие детскими садами на Сахалине больше не будут заказчиками капремонтов или реконструкций их объектов. Это большая победа здравого смысла стала возможной только благодаря взаимопониманию. На Сахалине сейчас любой капремонт может выполняться только при наличии проектной документации, а при объявлении любых строительных торгов технические заказчики обязаны прикладывать ее полный комплект.

Но что касается саморегулирования в целом, то больше всего угнетает, что не все СРО сегодня осознают свои функции и реальные механизмы работы, которыми наделил их закон. Игнорируя свои полномочия, такие СРО, в ряду которых достаточно коммерциализированных структур, остаются на уровне бывших филиалов ФЛЦ.

К сожалению, та же ситуация практически тотального игнорирования сложилась и во взаимодействии Национального объединения строителей с властями на федеральном уровне. Из-за того, что саморегулирование не приобрело общественной значимости и должной репутации консолидированного профессионального сообщества, НОСТРОЙ не удалось завоевать законного места в градостроительном нормотворчестве. Это касается и работы по модернизации Приказа Минрегиона РФ № 624, и реального изменения ФЗ № 94, и не учёта строительной специфики в разрабатываемой Федеральной контрактной системе, отсутствия Типовых контрактов на возведение объектов капитального строительства, отсутствия документов взаимоотношений технических заказчиков и подрядчиков, подрядчиков и субподрядчиков, отсутствия учёта региональных особенностей работы строителей на просторах России, и многих других случаев.

Необходимость отвоевывать пространство для развития саморегулирования в строительстве по-прежнему существует. Реальное саморегулирование в строительстве – это новое явление в экономической и общественной жизни страны, субъектов Федерации и муниципальных образований. Из-за отсутствия достаточной информации и теоретического обоснования самой сути саморегулирования, региональные и муниципальные органы не были готовы к реальной работе с саморегулируемыми организациями.

- Насколько остро сейчас стоит проблема ценообразования в строительстве? Многие строители и представители саморегулируемых организаций бьют тревогу и просят перейти на ресурсный метод ценообразования. На ваш взгляд, когда может состояться этот переход на новый метод ценообразования, и станет ли он панацеей?

- Переход на ресурсный метод ценообразования необходимо осуществить как можно быстрее. Инициировать работу по переходу на ресурсный метод должен НОСТРОЙ, вернее строительное сообщество. Это моё мнение. К сожалению, НОСТРОЙ ещё не занял подобающую ему позицию в вопросах защиты прав и интересов членов СРО.

- Насколько удовлетворительно, на ваш взгляд, НОСТРОЙ реагирует на обращения строителей, представителей саморегулируемых организаций? Обратная связь работает?

- В последнее время в адрес НОСТРОЙ сыпется немало обвинений и упреков. Можно долго рассуждать об их обоснованности, но удивляет и вместе с тем очень разочаровывает реакция Совета НОСТРОЙ на конструктивную критику, сторонние мнения и предложения, касающиеся курса развития системы саморегулирования, стабилизации строительного рынка, борьбы с реальными проблемами саморегулирования. Ведь беда СРО сегодня – это не техническое регулирование, аттестация или повышение квалификации специалистов, на чем сконцентрировано едва ли не все внимание Нацобъединения. Нынешние проблемы – это циничная торговля свидетельствами о допуске, крайне низкая репутация института саморегулирования, отсутствие утверждённых на уровне Минрегиона Типовых контрактов, порядка взаимодействия технических заказчиков с подрядчиками, мер по предотвращению «колониального метода» работы некоторых российских инвесторов и крупнейших генподрядчиков, коррупциогенный ФЗ № 94 и не включение необходимых предложений в законопроект о ФКС.

К сожалению, структура управления НОСТРОЙ и кадровый состав специалистов Аппарата Совета НОСТРОЙ, по нашему мнению, не соответствует целям, функциям и задачам, стоящим перед ними. В этом и кроется причина таких пробелов в деятельности. Там, по нашему убеждению, практически нет специалистов – строителей с достаточным опытом и квалификацией, в том числе и юристов строительного направления.

Отсутствие реальных действий со стороны НОСТРОЙ в решении этих вопросов серьезно усугубляет ситуацию в отрасли. Огорчают ситуации, когда речь заходит о реальной работе и желании российских строителей видеть результаты этой работы, а НОСТРОЙ объявляет «охоту на ведьм», видит в каждом предложении неконструктивные критические замечания. Это я считаю неправильным. Это – не саморегулирование. К тому же НОСТРОЙ – это не вышестоящая организация, а организация, созданная нами для обслуживании строителей на Федеральном уровне.

Темы: , ,


Обсудить на форуме