Вдогонку за собственной идеей | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Вдогонку за собственной идеей

Лариса Баринова, Сергей Пугачев

С момента принятия N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прошло более восьми лет. К сожалению, этот закон не только не способствовал эффективному реформированию действующей до того времени системы технического регулирования, а, наоборот, создал дополнительные административные барьеры, затормозил на долгих семь лет разработку и пересмотр нормативных технических документов, что привело в конечном итоге к техническому отставанию и снижению уровня безопасности и качества, в том числе в строительстве. Неслучайно и руководители страны, и представители профессиональных объединений практически всех отраслей неоднократно критиковали этот закон и вносили в него поправки.

Одной из таких поправок, принципиально изменившей ситуацию в строительстве, стала статья 5.1, которая установила особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений. Наличие этой поправки позволило принять ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и учесть в нем все те особенности строительной продукции, которые не были учтены в ФЗ-184.

Это, прежде всего, необходимость установления требований обеспечения безопасности и оценки соответствия на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений; признание индивидуальности каждого строительного проекта, даже повторного применения, это формы и методы контроля и надзора, отличные от применяемых для промышленной продукции, специфика оценки соответствия зданий и сооружений на стадии их завершения строительством и др.

Принятие техрегламента о безопасности зданий и сооружений проходило при активном участии национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, РААСН, Российского союза строителей, Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве при РСПП. В результате впервые за последнее десятилетие представители общественных профессиональных объединений совместно с органами власти активно занялись обновлением и развитием нормативной технической базы строительства, а также ее гармонизацией с международными и региональными нормативными документами.

В настоящее время сложилась довольно четкая структура доказательной базы Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (см. рис. 1).

Принципиально важным является установленная ФЗ-384 возможность включения в его доказательную базу нормативных технических документов обязательного применения. Те, кто утверждает, что за рубежом в строительстве действуют только технические нормы добровольного применения, либо недостаточно информированы, либо просто лукавят. На самом деле в Германии действует более 30% стандартов DIN, обязательных для применения, во Франции — более 300 обязательных стандартов NF, в США — более 12 тыс. стандартов. Обязательными в международной практике становятся документы добровольного применения, если на них имеются ссылки в любых директивных (нормативных правовых) документах.

Минрегионом разработан и утвержден механизм актуализации и совершенствования системы нормативных документов в отрасли (порядок проведения работ по разработке и актуализации сводов правил). Первые 22 актуализированных СНиПа утверждены и зарегистрированы в 2010 году. При активной поддержке и софинансировании со стороны национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, в 2011 году организована разработка (актуализация) более 350 нормативных технических документов.

В рамках Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) создана и реализуется Система стандартизации НОСТРОЙ, в которой централизовано разрабатываются стандарты организации, устанавливающие требования к качеству и результатам строительных работ, контролю их соблюдения. После принятия на общих собраниях СРО эти стандарты становятся обязательными для их членов.

Уже приняты три первых стандарта НОСТРОЙ и более 90 стандартов на правила проведения основных видов строительных работ и методы их контроля находятся в разработке. Программа стандартизации НОСТРОЙ и проекты разрабатываемых стандартов размещены на сайте объединения.

Минрегионом при активном участии национальных объединений разработана и утверждена программа мероприятий по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства с учетом национальных особенностей РФ. Аналогичная программа одобрена руководителями министерств стран — участниц Таможенного союза в апреле 2011г. НОСТРОЙ в 2010-2011гг. организовал работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами и разработке национальных приложений по 40 частям Еврокодов (из 58 существующих).

Однако наряду с вышеперечисленными результатами в области технического регулирования в строительстве все еще существуют нерешенные проблемы и к ним добавляются новые. В настоящее время очень остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи и координации принятого "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" и других законодательных и нормативных правовых актов. В этой сфере действуют Градостроительный кодекс РФ, законы "Об энергосбережении…", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приняты 6 технических регламентов, напрямую устанавливающих требования к объектам строительства.

В результате дублирования требований, установленных в "Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений" и других актах, возникают новые административные барьеры, ограничивается применение новых проектных решений, строительных материалов и изделий. Предполагается, что ситуация должна быть разрешена при разработке технических регламентов Таможенного союза, которые заменят соответствующие национальные регламенты.

В настоящее время идет активное формирование нормативно-правового поля в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Таможенного союза. Однако в ряде случаев отдельные положения этих документов либо противоречат, либо просто не корреспондируются друг с другом. Так, проект соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Беларуси, Казахстане и России опять чуть не вернул строительство на уровень 2003 года, так как практически повторил основные положения ФЗ-184 "О техническом регулировании" и приравнял здания и сооружения к серийно выпускаемой промышленной продукции.

Только вмешательство строительного бизнес-сообщества, поддержанное в том числе профильными министерствами стран — участниц ТС, привели к тому, что в настоящее время правительство РФ приняло решение об оперативной разработке протокола с изменениями в упомянутое соглашение, учитывающее особенности строительной продукции.

Подводя итоги, можно констатировать, что при активном взаимодействии государства и профессионального сообщества в РФ создана система технического регулирования в строительстве и активно развивается ее нормативно-техническая база.

Сегодня главная задача — взяв лучшее, что наработано международной и региональной практикой, сохранить и совершенствовать национальную и межгосударственную нормативную техническую базу в строительстве. Надо, наконец, поверить в то, что есть пророки и в своем Отечестве. Европейское сообщество это подтвердило на практике, реализуя только в 2011 году те идеи и мысли российских экспертов, которые высказывались, начиная с 2003 года: необходимость упрощения еврокодов, невозможность применения в строительстве Нового подхода, обязательность ряда стандартов для строительной продукции и т.д. В противном случае мы так и будем догонять собственные идеи, реализованные нашими зарубежными партнерами. Кстати, они не меньше нас заинтересованы в сотрудничестве.




Обсудить на форуме