1 сентября на пресс-конференции в РИА-Новости Министерство экономического развития РФ представило проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе».
В пресс-конференции приняли участие Министр экономического развития России Э.С.Набиуллина, заместитель Министра экономического развития РФ А.Е.Лихачев и директор Департамента развития Федеральной контрактной системы Министерства экономического развития РФ О.В.Анчишкина.
Федеральная контрактная система (ФКС) представляет собой совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах.«При разработке ФКС ставили несколько задач. Первая – решить острые проблемы, которые накопились в сфере госзакупок. Второе – дать новую правовую систему координат для развития системы госзаказа», – заявила, представляя проект, Э.С.Набиуллина.
Законопроект призван регулировать не только заключение самих контрактов, а всего цикла госзакупок: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до аудита и контроля за исполнением заказов. Министерство предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам проводить не только аукционы, но и конкурсы, и даже переговоры. "Основной процедурой должен стать открытый конкурс, который позволяет комплексно оценить все предложения поставщиков. Это полностью соответствует международной практике",- подчеркнула министр.
Согласно законопроекту Заказчики «обязаны обеспечивать достижение ожидаемого наиболее выгодного для заказчика результата осуществления закупок товаров, работ и услуг, <…> а также эффективность расходования бюджетных средств на указанные цели». По замыслу авторов законопроекта заказчик должен нести за свои действия и бездействие персональную ответственность. Принципиально новой является норма об общественном контроле над закупками, согласно законопроекту, направлять запросы о предоставлении информации по той или иной закупке смогут специальные некоммерческие объединения. А подготовку рекомендаций и предложений по деятельности ФКС будет осуществлять совет при Правительстве РФ.
Кроме того, законопроект предполагает ведение мониторинга исполнения контракта, антидемпинговые механизмы (необходимость обоснования снижения цены ниже 25% от стартовой) и возможность введения предквалификационных требований для отдельных категорий закупок.
Внедрение Федеральной контрактной системе в полном объеме, по оценке министерства, займет 3 года. По замыслу МЭР некоторые нормы закона будут внедряться постепенно — по мере развития системы госзаказа, повышения квалификации всех её участников, а также по мере того, как заработают механизмы ответственности государственных заказчиков. "Тем не менее, на наш взгляд, если закон о контрактной системе будет принят, первые позитивные сдвиги могут начаться, не дожидаясь трехлетнего периода", — заявила Э.С.Набиуллина, отметив, что "сейчас все делается для того, чтобы закон был принят в конце этого года или начале следующего, и сразу же вступил в силу".
Публичное обсуждение законопроекта продлится не меньше месяца.
Предоставление согласованного варианта реформы госзакупок, по данным СМИ, отложено до 1 ноября. Ранее предполагалось, что Минэкономразвития согласует проект по реформированию системы госзакупок до 1 сентября. Однако чиновникам так и не удалось договориться с коллегами из Минфина и Федеральной антимонопольной службы.
Напомним, что сейчас также активно обсуждаются поправки в ФЗ-94, которые разработала Федеральная антимонопольная служба. Минэкономразвития предлагает по мере внедрения федеральной контрактной системы существующий закон о госзакупках отменить. В ФАС эту идею не поддерживают, считая, что внедрение ФКС не влечет обязательную отмену ФЗ-94, и доработанный закон сможет продолжать работать в рамках Федеральной Контрактной Системы. Свою версию законопроекта по совершенствованию системы госзаказа, по ФАС представит 13 сентября.
Публикации СМИ по теме: