Предложенные правительством меры поддержки строительной отрасли, вошедшие в Общенациональный план действий по восстановлению экономики, позволят решить часть проблем индустрии, полагают эксперты, опрошенные РИА «Недвижимость». Однако составить план – лишь полдела, а выполнять будет сложно.
«Нацплан по строительству проходит под девизом «ускоряй, цифровизируй, упрощай!», — отмечает гендиректор Рейтингового агентства строительной отрасли Николай Алексеенко. — По нашему мнению, в нем описаны правильные и нужные меры, в первую очередь регуляторного характера, часть из которых отраслевое сообщество предлагало последние пять лет. К примеру, наконец, появились пункты о создании института отраслевого рейтингования и внедрения предквалификации в закупках, про необходимость которых мы говорили еще шесть лет назад». По его словам, ситуация с неквалифицированными подрядчиками и демпингом на закупках приводила к проблемам как с самой реализацией проектов, так и к перерасходу бюджетов, срыву сроков.
Алексеенко позитивно оценивает, что правительство обращает внимание на стимулирование не только жилищного, но и инфраструктурного строительства, всерьёз относится к синхронизации планов по строительству в рамках национальных проектов и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры. «Это существенный момент, которого сильно не хватало для сбалансированного развития как новых, так и уже застроенных территорий. Теперь стоит только ждать детальной проработки каждого пункта, и какие конкретно возможные послабления и механизмы стимулирования будут разработаны в конечном итоге», — добавил Николай Алексеенко.
По мнению президента Национального объединения строителей Антона Глушкова, в настоящее время важно сосредоточиться на практической реализации принимаемых мер поддержки в регионах. По данным НОСТРОЙ, утвержденными мерами поддержки пока что воспользовалось лишь незначительное количество строительных организаций.
«По данным исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) только 8% строительных организаций смогли воспользоваться возможностью изменения сроков, цены контрактов и размера авансов по ним. Такая ситуация связана с отсутствием разъяснений по процедурам, срокам и размерам возможных изменений в условия строительных контрактов», — подчеркнул Глушков.
«В плане содержатся предложения, которые раньше по тем или иным причинам не были реализованы. Упрощенное изъятие земельных участков в рамках комплексного развития территорий содержалось в одной из рабочих редакций законопроекта Минстроя о новых механизмах переселения из аварийного жилья», — подметил независимый эксперт Павел Склянчук.
По его словам, предложение о федеральном субсидировании работ по перекладке ветхих коммунальных сетей схоже с целями госпрограммы «60 плюс». Также в плане отражена звучавшая ранее законодательная идея о продаже ресурсоснабжающим организациям объектов коммунальной инфраструктуры, созданных застройщиками. Предложение о применении цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла тоже не ново.
«При их реализации возникнут те же самые сложности, которые мешали им быть воплощенными в жизнь раньше. Однако их включение в общенациональный план создает больше возможностей для преодоления разногласий и продавливания их принятия», — отмечает эксперт.