Концепция саморегулирования: мнение отраслевых экспертов | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

Концепция саморегулирования: мнение отраслевых экспертов

Концепция саморегулирования: мнение отраслевых экспертов

Передача контрольных функций госорганов саморегулируемым организациям (СРО) должна регламентироваться законом, считает подавляющее большинство участников опроса, проведенного Экспертным советом при Правительстве РФ. Как сообщается на сайте Открытого правительства, опрос проводился среди представителей деловых и предпринимательских объединений, отраслевых ассоциаций, саморегулируемых организаций из 22 отраслей экономики, а также объединений потребителей и экспертных организаций. Они высказали своё мнение относительно основных «развилок», выявленных по итогам обсуждения Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, разработанной Минэкономразвития.

Как следует из результатов опроса, представители большинства отраслей полагают, что вопрос делегирования контрольных функций саморегулируемым организациям должен быть закреплен в отраслевом законодательстве или в законе о саморегулируемых организациях. Это, по мнению респондентов, позволит избежать дублирования функций и появления бюрократических проблем, а также будет способствовать снижению административной и финансовой нагрузки на бизнес. При этом законом должны быть определены принципы и механизмы для принятия решений о начале и прекращении использования саморегулирования в тех или иных областях.

Саморегулируемым организациям могут быть делегированы функции по регулированию, сорегулированию, контролю, лицензированию и проведению квалификационных экзаменов, считают респонденты. При этом большинство из них высказались против сохранения возможности госорганов осуществлять надзор за участниками СРО, получивших такие полномочия. Большинство экспертов выступили за возможность отзыва контрольных полномочий у СРО путём исключения из реестра и ликвидации. Механизм прекращения полномочий СРО они предлагают предусмотреть в базовом законе о СРО.

Ещё один вопрос, по которому респондентам было предложено озвучить свою позицию, касается универсальности требований к саморегулированию и возможности принятия единого закона о саморегулировании для всех сфер хозяйственной деятельности. Подавляющее большинство участников опроса высказались за наличие одновременно и общего закона о деятельности СРО, и отдельных положений в отраслевых законах. При этом ряд экспертов отметили, что общим законом может выступать действующий 315-ФЗ с определенными изменениями.

Мнения респондентов относительно того, должно ли членство в СРО быть добровольным или обязательным, разделились. Противники добровольного вступления в СРО отмечают, что добровольное членство не оказывает существенного влияния на качество оказываемых услуг, не позволяет в полной мере обеспечить ответственность членов СРО и не дает стимулов для развития саморегулирования. Членство в СРО должно быть обязательным при передаче функций лицензирования и госрегулирования, контрольных полномочий, а также в сферах высокой общественной значимости, касающихся безопасности людей.

Что касается вопроса участия в национальных объединениях СРО, то большинство экспертов высказались либо против создания национальных объединений СРО, либо воздержались от ответа.

В отношении обязательности обеспечения СРО имущественной ответственности членов мнения экспертов разделились поровну. У тех, кто против, основной аргумент состоит в обременительности и чрезмерности таких механизмов для бизнеса. Те, кто поддерживает эту идею, предлагают использовать либо механизм компенсационных фондов, либо страховать профессиональную ответственность.

У саморегулируемых организаций должна быть особая роль в осуществлении оценки регулирующего воздействия (ОРВ), уверено большинство участников опроса. Участие СРО в этой процедуре позволяет дать более широкий профессиональный взгляд на предмет регулирования, сохранить баланс интересов между бизнесом и потребителем и получить обратную связь от рынка. Большинство экспертов высказались за установление обязательного участия СРО в ОРВ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, а также за необходимость урегулирования механизма учета мнения СРО при подготовке законопроектов ко второму чтению. Для этого они предлагают внести соответствующие изменения в регламент Госдумы.

«Проект Концепции совершенствования саморегулирования был разработан Минэкономразвития во исполнение поручения Президента РФ от 27 мая 2014 года № Пр-1168 о принятии мер по совершенствованию механизмов саморегулирования, — напоминают в Открытом правительстве. — Цель этого документа — сформировать единую общегосударственную модель саморегулирования. Также Минэкономразвития подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Этим документом вносятся поправки в 315-ФЗ 2007 года, регулирующий деятельность СРО. К концу сентября министерство должно доработать представленный законопроект с учетом мнения экспертного сообщества и провести совместно с представителями Экспертного совета, научно-экспертных учреждений, общественных объединений предпринимателей и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей общественное обсуждение доработанного документа».

Темы: , ,