В минувшую среду на портале проектов нормативных правовых актов Минстрой России представил для общественного обсуждения пакет поправок в Градостроительный кодекс РФ, разработанных в целях реализации механизма «регуляторной гильотины». Наряду с поправками, связанными с техническим регулированием и аттестацией экспертов, министерство предлагает ряд изменений, связанных со строительным саморегулированием.
В случае принятия законопроекта, в Градостроительном кодексе РФ наряду с компенсационными фондами возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств появится «компенсационный фонд, сформированный в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года». У него будет такой же статус, как и у двух других компфондов СРО. Данная поправка призвана разрешить правовую коллизию в отношении средств компфондов, собранных членами СРО до принятия 372-ФЗ, и замороженных на счетах обанкротившихся банков: права владельца банковского счета, на котором размещены средства такого компфонда, при исключении СРО из государственного реестра перейдут соответствующему национальному объединению (НОСТРОЙ или НОПРИЗ).
Кроме того, законопроект упраздняет нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств компфондов СРО, правила инвестирования данных средств, а также порядок взаимодействия национальных объединений и саморегулируемых организаций, исключённых из государственного реестра. Соответствующие нормы будут прописаны непосредственно в Градостроительном кодексе.
Изменяет Минстрой и Порядок включения сведений о физических лицах в национальные реестры специалистов, а также их исключения. Кроме того, меняются минимальные требования к этим специалистам: требования к образованию расширены возможностью иметь высшее техническое образование и профессиональную переподготовку по специальности, направлению подготовки в области строительства, если такая переподготовка осуществлялась по типовым профессиональным программам.
Наконец, некоторые изменения претерпят функции национальных объединений СРО строительной сферы. Из данного перечня исключается пункт о разработке и утверждении стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Соответственно, соблюдение таких стандартов членами СРО, в соответствии с текстом законопроекта, не сможет быть предметом контроля со стороны саморегулируемых организаций, а также поводом для дисциплинарных взысканий.
Единственным обоснованием разработки данного законопроекта Правовой департамент Минстроя России заявляет реализацию механизма «регуляторной гильотины», а значит, ему обеспечен «зелёный свет» как на уровне правительства, так в Госдуме. Вступление законопроекта в силу намечено на 1 января 2021 года, а значит принять его должны не позднее 1 июля следующего года.