В Счётной палате не увидели перспектив для развития малого бизнеса | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

В Счётной палате не увидели перспектив для развития малого бизнеса

В Счётной палате не увидели перспектив для развития малого бизнеса

Счетная палата дала оценку мерам по господдержке малого и среднего предпринимательства. Госпрограмма не обеспечивает рост занятости в данной сфере, а федеральные субсидии регионам на поддержку МСП распределяются неравномерно, заключили аудиторы палаты.

В целом меры господдержки малого и среднего предпринимательства в палате сочли неэффективными. Объем кредитов субъектам МСП уменьшается, а реализация госпрограммы по развитию малого и среднего бизнеса не способствует увеличению рабочих мест в этом секторе, следует из заключения аудиторов по итогам анализа мер, предпринятых за три года.

За это время в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» из федерального бюджета было направлено на развитие МСП 120,5 млрд руб. Целевые показатели программы на 2017 год были в основном выполнены, но лишь за счет значительного снижения самих плановых значений по сравнению с 2014 годом. По одному из главных показателей госпрограммы — «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» — целевые ориентиры снизились с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017 году.

«Ежегодное снижение этого показателя <…> свидетельствует о том, что реализация госпрограммы не оказывает существенного влияния на обеспечение занятости в сфере МСП», — отметил аудитор Андрей Перчян.

Также аудиторы обратили внимание на неравенство среди регионов в получении субсидий на развитие малого и среднего бизнеса. В 2014–2016 годах более 20% федеральных средств, предусмотренных на поддержку МСП, были направлены только в пять из 85 регионов. В 2017 году около 40% субсидий пришлось на 11 регионов, получивших более 200 млн руб. каждый, в то время как восемь регионов получили менее 0,7% субсидий. При этом пять из 11 регионов, получивших наибольший объем поддержки, не достигли плановых значений по показателю количества созданных рабочих мест в малом бизнесе.

В госпрограмме отсутствует взаимосвязь между установкой плановых значений и объемом субсидий, отметили в Счетной палате. В Республике Адыгея, например, при выделении более 209 млн руб. установлен показатель — создать 73 рабочих места, а в Ямало-Ненецком АО при предоставленных менее 9 млн руб. показатель был 81 рабочее место.

В Счетной палате подчеркнули, что поставленная президентом Владимиром Путиным в 2016 году цель по доведению численности работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 году не достигнута. «Число хозяйствующих субъектов МСП в 2015–2017 годах выросло с 4,5 млн до 6 млн, вместе с тем число занятых в малом и среднем предпринимательстве в целом на 1 июля 2018 года составляет 19,2 млн человек», — указал Перчян. В новом майском указе глава государства поручил правительству увеличить количество занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к 2024 году.

Не достигнута и одна из главных целей Национальной гарантийной системы по увеличению долгосрочного кредитования МСП, констатировали аудиторы. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках НГС, остается незначительной: от 1,5% на 1 января 2016 года до 4,8% на 1 января 2018-го. «Проведенный анализ показал, что в 2015–2017 годах объем кредитов субъектам МСП уменьшился», — следует из заключения аудиторов.

В послании Федеральному собранию Путин поставил цель по доведению к 2024 году вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Но показатели «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» органами госстатистики сейчас не наблюдаются, отметили в Счетной палате. По оценкам Минэкономразвития, вклад МСП в российский ВВП составляет 19,9%. «Оценка достижения стратегической цели априори невозможна», — подчеркнули аудиторы.

Темы: , ,