Федеральный закон 94-ФЗ о госзакупках, который ввел электронные аукционы на все виды госзаказа, особенно сильно ударил по дорожной отрасли. Об этом корреспонденту газеты «Московский комсомолец» (№244 от 2 ноября с.г.) рассказал руководитель Московской городской службы дорожной экспертизы и надзора Владимир Ефимов.
По его словам, не все оказались готовы к закону о госзакупках. «Долгое время в столице на строительстве и ремонте дорог работали одни и те же организации, оставшиеся преимущественно еще с советских времен. Потом мы стали проводить торги, и любой частный предприниматель мог в них участвовать. Тут же появились мошенники. Картина выглядела так: появлялся рейдер, давая постоянное снижение, он выигрывал лот, крупная же фирма оставалась без заказа. Рабочие сидят без дела, техника простаивает… Тут объявляется рейдер и говорит: «Я оставлю себе 10% от суммы заказа, а вы за оставшееся можете работать». Компании приходилось либо соглашаться, либо вылетать в трубу». Таким образом, оказавшись в кабальных условиях, дорожники начинали экономить на все – в том числе, покупали недорогой, невысокого качества асфальт. Отсюда и проблемы с дорожным покрытием.
На вопрос корреспондента «МК», как можно выйти из этой ситуации и можно ли предъявлять определенные требования к строительным фирмам, В.Ефимов сказал следующее:
- Закон не позволяет при проведении торгов предъявлять требования к участникам о наличии у них техники и специалистов. Имеются, конечно, ограничения: фирма не должна быть банкротом и иметь долги… В итоге получается, что любой человек может зарегистрировать организацию, а завтра уже выходить на торги. У него может не быть производственной базы, техники, персонала, но предприниматель выходит на равных с организацией, имеющей сотни рабочих, десятки единиц техники и опыт. Закон не позволяет давать кому-то приоритет.
Исправить ситуацию можно, только развивая систему контрактных отношений. Сейчас мы противодействуем «рейдерам», четко прописывая в контрактах необходимые требования к качеству работ, предъявляем жесткие технические условия. Появилась такая мера как обеспечение контракта: фирма обязана внести залог, допустим, 30% от стоимости заказа. Если тот, кто выиграл аукцион, не выполняет работу или делает ее плохо – залог остается у заказчика. Организации, которая качественно выполнила работу, залог возвращается.
Очень важно, чтобы техническое задание было составлено грамотно, были указаны все требования: конструкции дорожной одежды, толщина асфальта, тип смеси, фракция щебня, требования по прочности, сдвигоустойчивости, ровности. В контракте же нужно указать, что в случае отклонения за рамки допусков работа оплачиваться не будет.
Если заказчик грамотно составит техзадание, то фирма – рейдер не сможет «срубить» денег.
при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна