В НОПРИЗ настойчиво обсуждают предложенные Минстроем России поправки в Градкодекс, связанные с саморегулированием в строительной отрасли. 26 мая в Москве по этому поводу состоялся очередной круглый стол с участием всего руководства Национального объединения проектировщиков и изыскателей во главе с президентом Михаилом Посохиным.
Рефреном мероприятия стали слова Михаила Посохина о том, что «принятие законопроекта станет печальным финишем саморегулирования», сообщается на сайте Общественного совета по развитию саморегулирования. «Есть ряд положений в законопроекте, которые противоречат не только Гражданскому кодексу, но и Конституции Российской Федерации», - цитирует президента НОПРИЗ пресс-служба Совета.
Первый вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров поддержал главу нацобъединения, отметив, что не только профсообщество негативно относится к законопроекту, — в НОПРИЗ поступили письма из правового управления Администрации Президента РФ, Федеральной антимонопольной службы с просьбой дать оценку норм и новаций обсуждаемого законопроекта. Он также напомнил слова президента России, прозвучавшие на Госсовете, о недопустимости использования служебного положения в саморегулировании в корпоративных интересах организаций. «И что же мы видим? Почти сразу, после слов президента выступают двое руководителей крупнейших строительных организаций, которые беззастенчиво продвигают свои интересы за счет саморегулирования!» — отметил Анвар Шамузафаров, известный своей непримиримой позицией в отношении законопроекта.
Заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов выделил 12 новаций законопроекта, которые, по коллегиальному мнению руководства НОПРИЗ, либо требуют значительной доработки, либо в принципе недопустимы.
Председатель Комитета НОПРИЗ по саморегулированию Юлия Илюнина отметила, что при активной позиции профессионального сообщества, которая аккумулируется в национальном объединении, временные рамки не позволят депутатам принять законопроект в весеннюю сессию, и его, скорее всего, оставят на откуп новому составу Думы, которая существенно обновится.
Член Совета НОПРИЗ Николай Маркин сообщил об имеющихся у него на руках новых поправках в законопроект, которые в принципе ставят жирную точку на строительном саморегулировании. Поправки уточняют и классифицируют генподрядчиков, которым не требуется членство в СРО. Так подрядчики, имеющие хотя бы 50% государственного участия, быть членами СРО не обязаны.
Единственным, кто вступился за обсуждаемый законопроект, стал ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев. «Конечно, отрицательное воздействие, которое привнесут принимаемые законодательно нормы, перевешивают все плюсы, однако, и в этой бочке дегтя есть небольшая ложка меда, — заявил эксперт. — Основное достоинство законопроекта – это отраженные в нем намерения, но главный и неустранимый недостаток – это способ реализации этих намерений».
Взяв за основу 12 новаций законопроекта, получивших отрицательную оценку НОПРИЗ, Сергей Афанасьев попытался найти в них достоинства. Например, он отметил «возможный положительный эффект» для малого строительного бизнеса от отмены допусков к определённым видам работ. Так же он констатировал, что решение о формировании второго компенсационного фонда СРО считается принятым, если за его формирование и размер проголосовали более половины членов организации. Так что второй компфонд — это право, а не обязанность СРО, заявил Афанасьев, опираясь на собственное прочтение законопроекта. При этом, отметил он, поправками предусмотрено, что даже если второй комфонд не сформирован, то это не является основанием для утраты статуса СРО.
«Несмотря на общий отрицательный фон по отношению к законопроекту, Сергей Афанасьев удостоился благодарности от президента НОПРИЗ Михаила Посохина и председательствующего на мероприятии координатора НОПРИЗ по Москве Виктора Новоселова, отметивших важность второй стороны дискуссии», — подчеркнули в пресс-службе, сообщив, что в итоге участниками круглого стола была выработана однозначно отрицательная оценка законопроекта. «Законопроект нанесет вред не только саморегулированию, но и строительной отрасли в целом, и принимать его нельзя», — такое резюме было внесено в письмо, адресованное Администрации Президента.