Министерство экономического развития Российской Федерации представило ежегодный доклад, составленный по результатам мониторинга саморегулируемых организаций в отраслях экономики и сегментах рынка за 2015 год в соответствии с распоряжением Правительства «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования».
В докладе приведена оценка динамики развития системы саморегулирования за 2014-2015 гг., которая проводилась по следующим параметрам:
- общая характеристика СРО по отраслям деятельности;
- выполнение СРО функции по стандартизации;
- обеспечение СРО имущественной ответственности своих членов;
- осуществление СРО контрольной деятельности в отношении своих членов;
- результаты осуществления государственного надзора за деятельностью СРО.
Строительным СРО (включая проектировщиков и изыскателей) в данном докладе отведено без малого 50 страниц. Впрочем, их суть в сжатом виде изложена в части VIII, озаглавленной как «Основные тенденции в развитии системы саморегулирования в строительном комплексе».
В данной части доклада фигурирует следующая статистика. В строительной отрасли создано 502 СРО (271 СРО строителей, 191 СРО проектировщиков, 40 СРО изыскателей), включающие свыше 190 000 членов (127 419 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; 50 454 лица, осуществляющих подготовку проектной документации, и 12 327 лиц, выполняющих инженерные изыскания). Территориальное распределение СРО характеризуется существенной концентрацией в Москве и Санкт-Петербурге: в указанных городах зарегистрировано 49% СРО строителей, 55% СРО проектировщиков, 65% СРО изыскателей.
Количество СРО в отрасли в 2015 году сократилось на 7 организаций. Примерно 10% членов СРО строительного комплекса прекратили своё членство в саморегулируемых организациях, при этом преобладающим основанием для прекращения членства в СРО строителей стало решение СРО (59% случаев), в СРО проектировщиков и СРО изыскателей – решение члена (53% и 71% соответственно).
Совокупный размер компенсационных фондов СРО строителей составляет 94 млрд. рублей, СРО проектировщиков – 16,4 млрд. рублей, СРО изыскателей – 2,8 млрд. рублей, то есть свыше 113 млрд. рублей в целом для СРО строительного комплекса. 77% СРО строителей сформированы компенсационные фонды в размере до 400 млн. рублей.
Существующие механизмы имущественной ответственности СРО строителей по обязательствам своих членов крайне не сбалансированы: лишь 5% СРО строителей когда- либо осуществляло выплаты из компенсационного фонда, которые составили 0,028% всего объема средств, аккумулированных в компенсационных фондах СРО строителей (для СРО проектировщиков и СРО изыскателей: 2% и 0,0046%, 5% и 0,03% соответственно). При этом было удовлетворено 33% всех обращений за выплатами из компенсационных фондов СРО строителей (для СРО проектировщиков и СРО изыскателей: 71% и 86% соответственно).
Страхование гражданской ответственности членов СРО также остается неэффективным: несмотря на повсеместное заключение договоров страхования информация о выплатах по таким договорам, заключенным членами СРО проектировщиков и СРО изыскателей, отсутствует. Общий объем выплат из компенсационных фондов СРО строителей и страховых выплат по договорам, заключенным членами таких СРО, составил порядка 38 млн. рублей (для СРО проектировщиков и СРО изыскателей: 0,75 млн. и 0,9 млн. рублей соответственно). При этом доля среднего размера выплаты из компенсационного фонда СРО строительного комплекса от среднего размера компенсационного фонда независимо от вида СРО составляет всего 0,2 %. Сложившаяся ситуация не позволяет говорить о значимости фактора коллективной ответственности в деятельности СРО, а также об эффективности сформированных механизмов возмещения вреда, говорится в докладе.
Выполнение СРО строительного комплекса функции по разработке стандартов деятельности также остается неэффективным, отмечают авторы доклада: 44% СРО строителей, 72% СРО проектировщиков, 80% СРО изыскателей не издали ни одного стандарта.
Правда, некоторые положительные тенденции отмечены в сфере контроля СРО за деятельностью своих членов. Отмечается рост числа плановых проверок (СРО строителей – на 7%, СРО проектировщиков – на 9%, СРО изыскателей – на 25%) и существенный рост числа внеплановых проверок (СРО строителей – на 51%, СРО проектировщиков – на 67%, СРО изыскателей – на 209%), что может свидетельствовать о повышении гибкости системы контроля СРО строительного комплекса за своими членами и относительном повышении эффективности контрольной деятельности СРО в целом. По статистическим оценкам, в 2015 году СРО строителей был проверен почти каждый член, СРО проектировщиков и СРО изыскателей – свыше половины.
Следует отметить существенный рост количества выявляемых нарушений как в абсолютном выражении, так и в расчете на одну проверку (выявляемых СРО строителей – на 28% и на 16%, СРО проектировщиков – на 28% и на 15%, СРО изыскателей – на 202% и 109 % соответственно). Во всех сферах саморегулирования в строительстве отмечается существенный рост числа случаев применения СРО всех видов мер дисциплинарного воздействия (СРО строителей – на 37%, СРО проектировщиков – на 71%, СРО изыскателей – на 292%).
Одновременно, по всем сферам саморегулирования в строительстве наблюдается сокращение затрат СРО на проведение контрольных мероприятий (в СРО строителей – на 5,4%, в СРО проектировщиков – на 18,4%, в СРО изыскателей – на 7,7%). Общий объем расходов СРО строительного комплекса на проведение контрольных мероприятий в 2015 году составил около 1 841 млн. рублей. Наиболее затратные контрольные мероприятия (в расчете на одного члена СРО) проводят СРО строителей, стоимость одного контрольного мероприятия СРО изыскателей в 4 раза ниже. Впрочем, результативность перечисленных выше мероприятий низко оценивается Ростехнадзором, который отмечает формальность контроля СРО за своими членами. СРО оставляют без рассмотрения обращения, содержащие сведения о нарушении членом саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отмечают в ведомстве.
Кстати, сам Ростехнадзор в 2015 году провёл 355 плановых и внеплановых проверок в отношении 177 СРО. По обращениям граждан было инициировано 46 внеплановых проверок СРО, 15 внеплановых проверок проведено по поручению Правительства Российской Федерации. Общее количество выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий нарушений составило более 1300, большинство из них касаются требований к информационной открытости СРО.
«В целом, согласно результатам мониторинга, у системы саморегулирования субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности есть потенциал, однако действующие механизмы нуждаются в существенной корректировке, основные направления которой заложены в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением правительства. Основным методологическим тезисом документа является необходимость преодоления низкой степени универсальности 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», унификации перечня особенностей регулирования деятельности СРО отраслевыми законами, с тем, чтобы формировать единую эффективную общегосударственную модель саморегулирования», — сообщают в Минэкономразвития.