Разделить архитектуру и градостроительство, в любом их толковании, невозможно. Поэтому пока не будет сформирован концептуально новый Градостроительный кодекс РФ, полностью отвечающий современным вызовам, главным делом профсообщества является возрождение закона «Об архитектурной деятельности». Так считает зампредседателя Совета главных архитекторов страны, профессор МААМ Вячеслав Макаров.
По мнению эксперта, обязательные разделы проекта закона должны быть дополнены наиболее актуальными темами, определяющими новые подходы в регулировании архитектурно-градостроительной деятельности. К ним Макаров относит следующее:
- Естественность «выращивания» общественно значимых архитектурных объектов только на поле архитектурного искусства, где царствует уважение к предпроектным исследованиям и публичным конкурсам, не конфликтующее с начинающимся массовым переходом в неведомое цифровое полувиртуальное будущее.
- Переход от различных абстрактно «уполномоченных органов» к построению единой системы исполнительной власти в области регулирования архитектурной и градостроительной деятельности, образуемой одним федеральным органом архитектуры и градостроительства, региональными органами архитектуры и градостроительства, органами государственной экспертизы проектной и градостроительной документации, Российской академией архитектуры и строительных наук, а также Федеральным центром аналитического и научно-методического обеспечения территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
- Определение обновлённого статуса «Главного архитектора субъекта РФ, главного архитектора муниципального образования», потерянного в многолетней практике «псевдорегулирования» градостроительной деятельностью по закону 2004 года, не предусматривающему личную профессиональную ответственность за её результаты.
«Появлению главных архитекторов мы обязаны императрице Екатерине II: в 1763 году её указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо» был логично продолжен введением в 1775 году должности Губернского архитектора. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны Москва поимённо знала всех главных архитекторов городов страны», — напоминает Вячеслав Макаров и предлагает собственное определение статуса главного архитектора: «Региональные и местные органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, возглавляют главные архитекторы, непосредственно подчиняющиеся главе исполнительного органа власти и несущие ответственность перед будущими поколениями за профессиональное проведение на соответствующей территории градостроительной политики, формируемой на основе уважения системы традиционных ценностей, природного и культурного наследия общества, недопущения ущерба общественным интересам».