В свод правил СП 122.13330.2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные» (СП 122) внесли изменения, которые позволят применять современные конструкции и материалы для тоннелестроения.
Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко прокомментировал актуализацию документа. По его словам актуализация свода правил связана с внедрением новых технологий, включая строительство тоннелей с использованием тоннелепроходческих механизированных комплексов разного типа и новых материалов для обделки тоннелей. Изменения основывались на опыте ведущих организаций в сфере строительства подземных сооружений, которые применяли в практике специальные способы работ по водопонижению, укреплению и замораживанию грунтов. Благодаря внедрению новых технологий и материалов сооружение подземных объектов будет вестись на 20% быстрее.
Также документ позволит применять новые конструкции: обделки из монолитного железобетона, набрызг-бетона или бетона, сборные элементы заводского изготовления, высокопрочные самозабуриваемые грунтовые анкеры, конструкции из грунтоцемента, грунтобетона и др. Применение данных конструкций позволит прокладывать тоннели в сложных инженерно-геологических условиях.
Сводом правил обеспечена возможность применения технологий информационного моделирования, повышающих уровень организационно-проектных и технологических решений по объекту.
Директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин отметил, что свод правил регламентирует способы сооружения тоннелей, в том числе с разделением строительства на отдельные участки-блоки. Переработаны и дополнены положения по вариантам сооружения тоннелей открытым способом и обеспечению устойчивости ограждающих конструкций котлованов. В документе снято ограничение по длине проектируемых тоннелей до 5 000 метров – это позволит проектировать тоннели различной длины без дополнительных затрат на обоснование и разработку специальных технических условий.