Правительство РФ решило отказаться от большинства своих полномочий в сфере строительного саморегулирования, передав их национальным объединениям саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков. Соответствующий проект изменений Градкодекса и 191-ФЗ, подготовленный в рамках «регуляторной гильотины», был внесён в Госдуму 12 июля.
Цель государства – стимулировать самоорганизацию отрасли в целях обеспечения более ответственного поведения в отношениях с потребителями и выработки стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам, отмечают в правительстве. В связи с этим ряд государственных функций следует передать саморегулируемым организациям, а также отказаться от избыточных требований, не соразмерных допустимому уровню риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. В Градкодексе предлагается оставить только те требования, которые существенно влияют на социально значимые риски, и одновременно расширить пределы самоорганизации предпринимательского сообщества по регулированию своей деятельности.
В соответствии с законопроектом, правительство больше не будет устанавливать порядок ведения нацреестра специалистов и порядок внесения в него сведений. Регламент этих процедур нацобъединения СРО будут определять самостоятельно, а федеральный центр лишь установит сроки принятия решений и уведомлений.
Также национальные объединения будут самостоятельно определять порядок взаимодействия со СРО, порядок направления нацобъединениями требований в банки о переводе на спецсчета средств компфондов исключённых из госреестра СРО, порядок и условия размещения в банках в целях сохранения и приумножения средств компфондов возмещения вреда.
Одновременно с этим в Градкодексе будут установлены сроки рассмотрения заявлений членов исключённых из госреестра СРО на перечисление нацобъединениями их взносов в компфонды, основания для отказа и возможность удовлетворения по частям при отсутствии средств в необходимом размере, срок направления нацобъединениями требований в банки и установленные ранее подзаконным актом условия размещения в банках компфондов ВВ.
С целью отрегулировать вопрос перевода средств компфонда, если кредитная организация перестала соответствовать установленным требованиям, законопроект определяет порядок взаимодействия СРО с такой кредитной организацией.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить полномочие федерального органа исполнительной власти по утверждению формы единого реестра членов СРО, потому как оно дублирует соответствующие положения Градкодекса и 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Одновременно с этим вводится дополнение упомянутого реестра информацией о работниках члена СРО, внесённых в нацреестр специалистов, — чтобы государственные и муниципальные заказчики, а также органы исполнительной власти могли без особого труда убедиться, что «реестровые» специалисты действительно выполняют закреплённые за ними функции.
К самим «реестровым» специалистам вместо требования о повышении квалификации предъявят требование о прохождении независимой оценки квалификации. Но не сразу, а с 1 сентября 2022 года, потому как специалистов в НРС уже 385 тысяч, и, чтобы провести их всех через оценку квалификации, требуется время.
В правительстве отмечают, что в данном законопроекте содержатся обязательные требования, связанные с деятельностью СРО и их национальных объединений, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля и надзора. При этом внесение предлагаемых изменений приведёт к сокращению общего количества обязательных требований.