В скором времени покупатели новостроек не увидят от застройщиков ни скидок, ни акций, ни бонусов, заявил президент Ассоциации строителей Урала Вячеслав Трапезников. Причина тому – переход на проектное финансирование, при котором застройщики будут вынуждены «согласовывать все свои прайсы с банками».
«Сейчас большинство проектов реализуются без эскроу-счетов. Однако совсем скоро ситуация кардинально изменится. Жилье, которое строится по традиционной схеме, быстро «вымоется» с рынка. Последствия этой реформы не дадут нам скучать. В ближайшем будущем застройщик больше не будет единолично определять цены на квартиры. Он не сможет принять решение о различных акциях, скидках и так далее. Каждый прайс будет согласовываться с банком», — цитирует Трапезникова «УралБизнесКонсалтинг».
Таким образом, по словам президента СРО, екатеринбургские застройщики потеряют возможность использовать один из самых эффективных инструментов повышения продаж — прямое и косвенное снижение цен. Любой шаг им придется согласовывать с банками. Кредитные организации в такой ситуации вряд ли будут идти навстречу девелоперам, потому что любые скидки снижают маржинальность проекта. Соответственно, банки, которые одобрят уменьшение цен на квартиры, добровольно откажутся от части потенциальной прибыли.
В настоящее время для открытия эскроу-счета маржинальность проекта должна составлять не менее 16-18%. Как правило, итоговые договоренности между застройщиком и банком предусматривают рентабельность проекта вблизи этих отметок. Поэтому у девелоперов фактически не будет ресурсов для снижения цен.
«Никаких сомнительных и вызывающих опасений проектов больше не будет. Если банки будут видеть малейшие риски, то не откроют финансирование. Застройщики не смогут запускать проекты с пороговой рентабельностью, которые кажутся выгодными самому девелоперу, но не устраивают кредитные организации», — полагает Трапезников.
Очевидно, что маркетинговая политика застройщиков после перехода на проектное финансирование будет менее гибкой, и им придется придумывать новые инструменты повышения продаж, которые никак не связаны с прямым или косвенным снижением цен.