Николай Николаев: Развитию саморегулирования препятствуют компфонды | Информационный портал «Саморегулирование»
| Мнения, Новости СРО

Николай Николаев: Развитию саморегулирования препятствуют компфонды

Действующий закон о саморегулировании предпринимательской деятельности необходимо менять. В своё время он стал для России прорывом, но теперь устарел. Сегодня СРО заботятся прежде всего о своих компфондах и лишь потом – об интересах отрасли и качестве предоставляемых услуг. Новый закон должен развести саморегулирование и финансовые механизмы, считает председатель думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

«Когда закон принимали, это было достижением. Впервые в России появилась возможность компаниям в различных отраслях объединяться, разрабатывать стандарты профессиональной деятельности и контролировать их соблюдение. Сейчас у нас более 950 СРО – арбитражных управляющих, оценщиков, кадастровых инженеров, операторов электронных площадок, аудиторов и строителей… Мы провели парламентские слушания и выяснили, что во многих отраслях СРО дискредитировали себя, потому что собирают деньги, но не отстаивают интересы своих участников. Появились профессиональные руководители саморегулируемых организаций, чьи интересы совсем оторвались от отрасли. А в строительных СРО постоянно происходят скандалы:​ то пропадают деньги, то за что-то не выплачивают, то торгуют допусками…», — рассказал Николаев в интервью «Парламентской газете».

По словам депутата, СРО нашей экономике необходимы. На них государство может переложить часть своих функций – надзорные полномочия, профобучение, аттестацию работников и сертификацию произведённого продукта. Однако государство не может передать контрольные функции какому-то бизнес-объединению, а СРО – это юрлица с определённой долей ответственности в пределах сформированных ими компфондов.

Впрочем, к компфондам у Николаева весьма скептическое отношение. Разрабатывать и утверждать стандарты, проводить проверки и защищать интересы отрасли можно и без страховых механизмов, уверен он.

«Предпринимательское сообщество готово объединяться и объединяется, контролируя работу отраслей экономики. Но бизнесу и государству было бы проще, если бы государственные надзорные функции можно было бы передавать не только СРО, но и другим профессиональным сообществам, активным участникам рынка. Для этого нужно поменять законодательство, определить, что саморегулирование — это одна история, а страховые механизмы компенсационных фондов — другая, — цитирует депутата газета. — У нас есть огромное количество возможностей защиты от рисков — от банковских гарантий до фондов взаимного страхования. Но сейчас наличие компенсационного фонда — обязательное условие создания саморегулируемой организации, и это многих останавливает от объединения в СРО».

По данным Минэкономразвития, совокупный размер компфондов СРО в прошлом году составил 137 миллиардов рублей. Из них 96% приходится на строительство, проектирование и изыскательские работы. Минимальный взнос в компфонд строительной СРО составляет 100 тысяч рублей. Вхождение в СРО арбитражных управляющих стоит претендентам как минимум 200 тысяч рублей, а в СРО операторов электронных площадок – 3 миллиона.

«Я считаю, что для саморегулирования не обязательно требование о создании компенсационных фондов, — говорит Николаев. — Основной упор в законе о саморегулировании следует сделать на то, что бизнес­объединения — это не формализм и не косная структура. Мы должны чётко очертить направления деятельности СРО и дать больше возможностей для бизнеса, чтобы предприниматели могли сами наводить порядок в своих отраслях».​

По словам Николаева, разработкой нового закона займётся уже следующий созыв Государственной Думы. «Но обсуждение нужно вести уже сейчас, и бизнес активно включился в дискуссию», — отметил он.​

(ФОТО: ИГОРЬ САМОХВАЛОВ / ПГ)

Темы: , ,