Механизм пересмотра стоимости контрактов в условиях колебания цен на строительные ресурсы показал высокую эффективность, однако его действие ограничено контрактами, заключёнными до конца 2022 года. В Национальном объединении строителей работают над тем, чтобы данный инструмент стал постоянно действующим. Об этом на строительном форуме «ДОМ СЕБЕ» во Владимире сообщил заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов.
Возможность пересчёта стоимости контрактов в связи с резким ростом цен на строительные ресурсы в конце 2020-го – начале 2021 года была введена правительством в качестве меры поддержки строительной отрасли, напомнил Малахов. Стоимость строительства тогда возросла, но 44-ФЗ не позволял пересматривать цены в уже заключённых контрактах. Решить проблему позволило постановление правительства №1315, благодаря которому, по данным НОСТРОЙ, за 1,5 года было пересчитано 9 тысяч контрактов на общую сумму 7,2 трлн рублей. В среднем объем удорожания по госзаказу составил 30%, около 900 млрд рублей ушло на компенсацию затрат строителям. Данный механизм по-прежнему востребован, отметил Павел Малахов.
«В первом полугодии удорожание ценообразующих материалов, которые оказывают наибольшее влияние на стоимость объекта капитального строительства, в среднем составило 10-28%. Прогнозируемый индекс инфляции на 2023 год – 5,9%. Ситуация повторяется. При этом действие постановления Правительства России распространяется на контракты, которые заключены до 31 декабря 2022 года. НОСТРОЙ совместно с Минстроем России работает над тем, чтобы механизм пересмотра твердой цены контракта стал постоянно действующим», – сообщил Павел Малахов.
Для того, чтобы цена контракта изначально была объективной (т.е. максимально приближенной к рыночной), Минстрой решил перевести стройотрасль на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Чтобы данная модель заработала, необходимо максимальное наполнение ФГИС ЦС информацией о ценах строительных ресурсов по всем регионам, на основе которой Минстрой смог бы ежеквартально рассчитывать индексы изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов. Пока что министерству удалось рассчитать индексы для 49 субъектов РФ, и Владимирской области, отметил Малахов, в этом списке нет.
Информацию о ценах в регионах на строительные ресурсы, а также о временных, материальных и технических затратах на стройках, осуществляемых по госзаказу, в скором времени можно будет черпать с платформы прогнозирования, которая появится в структуре Реестра добросовестных производителей строительных материалов. Этот ресурс создаётся Национальным объединением строителей совместно с двумя министерствами – Минстроем и Минпромторгом. Он будет весьма полезен и подрядчикам, и госзаказчикам, отметил Павел Малахов.