Совет Ассоциации «Гильдия строителей Северного Кавказа» проанализировал наиболее резонансные законопроекты и концепции, представленные в последнее время Минстроем и Минэкономразвития, и пришел к выводу, что они не отвечают реальным нуждам строительной отрасли. Об этом говорится в письме руководителя северокавказской СРО Али Шахбанова, опубликованном Агентством новостей «Строительный бизнес».
Заключение Совета СРО «Гильдия строителей Северного Кавказа» адресовано президенту Национального объединения строителей Николаю Кутьину. В своем письме Али Шахбанов приводит аргументы, свидетельствующие о кризисе управления строительной отраслью, и призывает в условиях общего экономического кризиса воздержаться от кардинальных перемен в системе саморегулирования.
«Как и наши коллеги из ЦФО, считаем, что в отрасли не сложились деловые, конструктивные отношения профильного Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации с профессиональными национальными объединениями, — говорится в письме. — Представленный проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2030 года и поправки в действующее законодательство о саморегулировании в строительной сфере, разработанные Минстроем без учета позиции профессионального сообщества, свидетельствуют о кризисе управления строительной отраслью».
«Намерение Минстроя РФ возложить на СРО имущественную ответственность за несоблюдение договорных обязательств их членами (законопроект № 714996-6), как нельзя лучше характеризует представление чиновников о роли саморегулирования, — продолжает Али Шахбанов. — Получается, что СРО должны выполнять функции хозяйственного управления, иначе возникает ответственность без прав. Среди основных недостатков системы госзаказа – отсутствие реальной ответственности заказчика и чрезмерная ответственность исполнителя контракта. Необходимо внести в законопроект солидарную ответственность обеих сторон за соблюдение условий контракта».
«Сегодня законодательно на СРО возложены обязательные функции по контролю за соблюдением ее членами минимальных требований к выдаче свидетельств о допуске к определенному виду работ, но не функции контроля за безопасностью и качеством выполняемых строительных работ. Как управлять качеством, если исполнителю для получения свидетельства СРО о допуске к работам по приказу № 624 достаточно выполнить формальные требования, а для детального контроля саморегулируемые организации не располагают необходимыми полномочиями и ресурсами? Попытки решить задачу повышения качества административными методами, весьма сомнительны.
Считаем необходимым законодательно закрепить и осуществить поэтапную передачу ряда полномочий от государства профессиональному сообществу (саморегулирование на обязательной основе) функции экспертизы, ценообразования, стандартизации, строительного надзора, технологического и ценового аудита», — выражает консолидированное мнение строителей руководитель СРО.
С аналогичной позиции критикует автор письма и Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования, разработанную Минэкономразвития РФ. Вместе с тем, от лица строителей Северного Кавказа Али Шахбанов поддержал инициативу саморегулируемых организаций Центрального федерального округа о введении на два года моратория на изменения в законодательстве, которые могут повлечь увеличение финансовой нагрузки на отрасль и изменение основных принципов регулирования строительного рынка. «Нельзя менять закон только потому, что некоторые не соблюдают закон, а другие не контролируют его исполнения!» — завершает своё письмо Али Шахбанов и предлагает НОСТРОЙ «обобщить опыт внедрения института саморегулирования, определить вектор его дальнейшего развития и в марте 2016 года на Госсовете по реформированию отрасли, довести мнение профессионального сообщества до президента страны».