В минувший вторник в РСПП обсуждали пути развития ИЖС – на заседании Комиссии по стройкомплексу, возглавляемой президентом РСС Владимиром Яковлевым. Участники в голос говорили о том, что ответственность за развитие ИЖС должна лежать на регионах, что строительство необходимо вести в рамках чётких планов, что участки, выделяемые под строительство, нужно обеспечивать инженерной инфраструктурой, а всю индивидуальную застройку – инфраструктурой социальной. Проще всего ИЖС развивать в рамках КРТ и с помощью технологий индустриального домостроения, возводить дома по типовым проектам и за счёт ипотеки, доступной для населения.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков напомнил, что показатели по вводу в стране индивидуального жилья не отстают от показателей жилья многоквартирного, однако частники могли бы строиться ещё более активно при условии решения ряда проблем, мешающих развитию данного сектора.
Проблема № 1 – качество строительства. Оно должно быть на высоте, чтобы через десяток лет частные новостройки не пополнили список ветхого и аварийного жилья, пригодного разве что для расселения. Вопросы качества решаются с помощью технологий индустриального домостроения и привлечения подрядчиков, состоящих в СРО. Это попутно решит проблему доступности кредитования стройки: если дом будет строиться профессиональным подрядчиком, чья финансовая ответственность застрахована, то банк сможет выдать кредит под залог строящегося объекта, предполагает Глушков. Чтобы банки охотнее выдавали кредиты на строительство индивидуального жилья, жильё это следует строить по типовым проектам.
Успех развития ИЖС, по мнению Глушкова, зависит от активности региональных властей. Пример тому – успешные проекты в Белгородской и Липецкой областях, где проекты индивидуального жилищного строительства реализуются не первый год. В Белгородской области, например, заказчиком индивидуальной застройки выступает бюджет, что задаёт стандарты качества и комфорта и гарантирует наличие инфраструктурной составляющей (подключение к инженерным сетям, транспортная доступность и соцобъекты).
В большинстве регионов, по словам Глушкова, развитию ИЖС мешают нерешённые агломерационные вопросы: индивидуальное жильё, как правило, стоится в пригороде, но вопрос взаимодействия муниципальных властей в городах и прилегающих районах законодательно не урегулирован. Ещё момент: большинство участков под ИЖС находятся в частной собственности, поэтому необходима возможность передачи земельных участков для строительства социальной инфраструктуры. Законом такая возможность предусмотрена, но не везде её используют. «Если субъект заинтересован в качественном развитии ИЖС, то необходимо этим заниматься», — отметил Антон Глушков.
Также НОСТРОЙ выступает за выровненный платёж на подключение индивидуальных домов ко всем инженерным сетям и утверждение для ИЖС отдельных нормативов по социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре. «Эти нормативы сейчас одинаковы для МКД и ИЖС, и это неправильно, – считает Антон Глушков. – Даже теоретически нельзя создать одинаковый радиус доступности для школ, медицинских учреждений и транспорта. Поэтому необходимо законодательно урегулировать разные нормативы для МКД и ИЖС».