Петербургские власти намерены отказаться от монополии одной компании и, по сути, впервые за всю историю по-настоящему впустить на рынок подземного строительства конкурентов.
На минувшей неделе вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил «Фонтанке» открытым текстом: монополия «Метростроя» будет разрушена в начале 2019 года, город ведет переговоры с другими компаниями, способными строить метро. Чиновник подчеркнул, что традиционный строитель петербургской подземки продолжит работу, но в конкурентной среде. У Смольного действительно есть несколько вариантов, которыми можно припугнуть монополиста.
Игорь Албин уже не в первый раз публично критикует и угрожает «Метрострою» конкурентами, однако в данном случае это не просто слова. По данным «Фонтанки», решение разрушить монополию метростроителей было принято на одном из недавних совещаний в Смольном при участии врио губернатора Петербурга Александра Беглова. Причем речь шла не просто о создании конкурентной среды, а именно о предметном отказе от услуг «Метростроя» в его нынешнем виде.
Пока что среди самых вероятных кандидатов, которые могут выйти на замену петербургским метростроителям, называют структуры, подконтрольные Геннадию Тимченко. Близкая к Тимченко компания СК «Мост» в 2014 году уже заявлялась на конкурс, где Смольный выбирал подрядчика на подготовку стройплощадок для станций метро «Новокрестовская» и «Беговая». Тогда выиграл «Метрострой», а непосредственно за контракт на строительство станций структуры Тимченко бороться не стали. Правда, опыта строительства подземки у петербургского миллиардера нет, зато у его структур есть большой опыт строительства дорожных тоннелей и необходимый для этого щит, отмечает «Фонтанка».
Ещё один из вероятных претендентов – «Мостотрест», подконтрольный Аркадию Ротенбергу. Кстати, совсем недавно он взялся за строительство нового участка Сокольнической линии Московского метрополитена. Это первый опыт компании в строительстве городской подземки.
Не стоит списывать со счетов и то, что тоннели петербургского метро могут проложить иностранцы, полагает «Фонтанка». Еще весной Игорь Албин провел встречу с топ-менеджментом итало-турецкой компании ICA Constructions, в ходе которой обсуждался вопрос о строительстве подземки по схеме государственно-частного партнерства. Впрочем, эта альтернатива весьма туманна, – Смольный не горит желанием отдавать иностранному бизнесу прибыль, которую приносит подземка.
Летом Комитет по развитию транспортной инфраструктуры упомянул, что в качестве потенциальных кадров для строительства подземки рассматриваются компании из других регионов. Из самых серьезных и маститых игроков можно отметить «Мосметрострой», который является главным прокладчиком столичных тоннелей. Правда, компании хватает работы и в Москве, где каждый год стабильно открывается по два десятка станций.
Впрочем, есть вариант, при котором генеральным подрядчиком останется «Метрострой». По информации «Фонтанки», это возможно, если в распоряжении у города окажется контрольный пакет акций. На данный момент Смольный готов вложить 1,5 млрд рублей, чтобы взять компанию под полный контроль.
Еще летом в «Метрострое» в целом довольно иронично относились к запугиванию со стороны Смольного мифической конкуренцией: необходимой рабочей силы и техники в регионе нет ни у кого. Но тогда уровень недовольства не был таким, как сейчас, — после уже очевидного срыва сроков открытия сразу трех новых станций Фрунзенского радиуса метро.
В этот раз ситуация серьезнее, чем когда-либо ранее, и шансов у «Метростроя» сохранить статус-кво практически нет, утверждают источники «Фонтанки». Пережить срыв сроков на важнейшем объекте на фоне многолетней критики в момент прихода нового градоначальника будет невероятно сложно. И все же теоретически возможность есть: доказать, что к этой ситуации компанию долго и последовательно вели именно из Смольного.