На днях Верховный суд разрешил очередной спор между Ростехнадзором и СРО (в данном случае — СРО Союз «МОПОСС»), резюмировав, что предписания, которые выписывает надзорное ведомство о необходимости восполнения компфондов СРО до их «исторических объёмов», априори неисполнимы.
«… Организацией в установленном порядке и размере сформированы компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств, а также размещены сведения на специальных счетах в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ. В связи с чем возможность практической реализации обеспечения имущественной ответственности членов в случае причинения им вреда или ущерба третьим лицам подтверждена, — говорится в определении Верховного суда. — КБ «Мастербанк» признан банкротом, и в отношении него ведётся конкурсное производство. Требования организации в отношении компенсационного фонда включены в реестр требований кредиторов. При этом у конкурсного управляющего КБ «Мастербанк» отсутствуют правовые основания для перечисления денежных средств на специальные счета организации вне очереди (в силу 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Таким образом, требование предписания о перечислении на специальный счёт организации средств компенсационного фонда, сформированного ранее и размещённого на депозите управляющего КБ «Мастербанк», является неисполнимым, поскольку поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно возможных событий».
«В отличие от большинства судебных заседаний, в этот раз Верховный суд разъяснил детально, со ссылкой на законные основания, в чём причина неисполнимости предписаний Ростехнадзора, — прокомментировал решение суда исполнительный директор Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев. — Суд подтвердил, что СРО правильно сформировала денежные средства. То есть, претензий к саморегулируемой организации никаких нет: как требовал закон, так СРО и поступила. «Мастербанк» попал в ситуацию банкротства, и теперь даже если бы гипотетически арбитражный управляющий захотел рассчитаться именно с этой СРО, то у него законные основания на это отсутствуют, поскольку закон о банкротстве требует это делать в порядке очерёдности. А очередь у СРО – третья, до неё ещё не дошло. У СРО тоже нет законных оснований требовать немедленного расчёта. Законом предусмотрено, что СРО может только обратиться с требованием о включении в реестр кредиторов. Как указано в определении Верховного Суда, СРО исполнила эту обязанность, и в реестр кредиторов эта организация занесена. Все законные возможности исчерпаны».