Измерить ресурсы и сбалансировать интересы | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Измерить ресурсы и сбалансировать интересы

Последние месяцы руководители южных регионов активно презентуют долгосрочные программы энергосбережения, подчеркивая, что это открытые для корректировок документы. ФЗ «Об энергосбережении» поставил перед производителями, потребителями и регуляторами недвусмысленную задачу, которую нужно выполнить до конца года, — установить измерительное оборудование, чтобы иметь прозрачную картину, и сбалансировать интересы производителей и потребителей, а затем вносить изменения в программы. На установку оборудования и внедрение диспетчеризации в жилищном фонде и бюджетных учреждениях в пяти южных регионах предполагается направить более половины всех средств от общих расходов региональных программ энергосбережения. Помимо бюджетного сектора, огромный потенциал энерго- и ресурсосбережения кроется и в других отраслях экономики (промышленность, ТЭК, транспорт). Правда, повышать их энергоемкость придется за счет внебюджетных инвестиций.

Закон «Об энергосбережении» предусматривает поэтапное введение норм в области энергосбережения. На первом этапе это разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения (в 2010 году). На втором этапе (до конца 2011 года) — повсеместная установка приборов учета энергоресурсов и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учета, а не утвержденных нормативов потребления. В этот же период планируется введение управляющими организациями многоквартирных домов планов проведения обязательных и добровольных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Следующим этапом (до конца 2012 года) должно стать повсеместное введение системы обязательных и добровольных энергетических обследований и составления энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов экономики, компаний, органов государственной власти, учреждений и создание государственной информационной системы учета данных таких обследований в масштабе всей страны.

В прошлом году абсолютно все российские регионы не приняли свои программы в установленный срок (до 1 августа), в том числе из-за отсутствия федеральных требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В некоторых южных территориях (например, в Краснодарском крае) до сих пор не все муниципалитеты утвердили свои программы. По мнению экспертов, начинать надо было снизу, с муниципалитетов. Кроме того, необходимы также программы энергосбережения промышленных предприятий и энергоснабжающих организаций, потом следует анализировать и корректировать полученные результаты, а лишь после этого консолидировать их в более масштабные программы на более высоком уровне.

— Почему, собственно, провалились три предыдущие программы энергосбережения России и две программы Ростовской области? — говорит генеральный директор НП «ЦЭИТ» Анатолий Ковальчук. — Первый вопрос, который должны бы были обсуждать эти программы, — это разработка заинтересованности производителей и потребителей энерогоуслуг. О законе мы не говорим ни публично, ни через СМИ, чтобы людям объяснить доходчиво, что ждет население при реализации программы. В подавляющем большинстве, я думаю, жители не знают, что вообще грядет. Второй вопрос — это тарифная политика, в частности вопрос по поводу инвестиционных надбавок тарифа, которые должны быть в обязательном порядке направлены на энергосбережение. По мнению Анатолия Ковальчука, самое главное в этом — это разработка баланса интересов производителей и потребителей. «Чтоб не получилось так: снижаем потребление, падает загрузка сетевых организаций и в результате — повышение тарифов. Вот этот баланс — главный шаг для реализации ФЗ «Об энергосбережении».

По словам заместителя директора Департамента ЖКХ и энергетики Ростова-на-Дону Олега Зарубы, муниципальная программа разработана, поставлены цели и задачи, но приходится констатировать, что пока в полном объеме не готовы к их выполнению. «Если кто-то собирается заниматься энергосбережением, не защитив свое ТЭО в банке, это неверно. Где взять источники финансирования энергосбережения, причем длинные деньги? Ведь это не тот капремонт, когда решением собрания собственников утвердили, скинулись, наняли подрядчика, сделали. Наши жители дополнительную нагрузку не вынесут, вы это понимаете, проверять не надо. Чтобы приступить к обоснованию финансов, необходимо выполнить обязательные требования, предусмотренные законодательством. И попытки поговорить об энергосбережении, когда в доме не заключен договор на управление многоквартирным домом либо не заключен договор на снабжение управляющей организацией ресурсами, это профанация. — Кредиты сегодня для ЖКХ на те проценты, которые сопровождают этот кредит, недоступны, — считает Анатолий Ковальчук. — Для нас главное — создание на территории РО энергосервисных компаний. Мы разрабатываем пилотный проект на 10-15 объектов — сделать бесплатный энергоаудит и выполнить за счет услуг энергосервисной компании мероприятия по энергосбережению. Центр энергосбережения и инновационных технологий Ростовской области является партнером Национальной энергосервисной компании, которая готова вкладывать деньги в свои идеи, а окупаемость наступает за счет разницы в тарифах. Положение об энергосервисных компаниях на федеральном уровне пока разрабатывается, согласовывается — ждем. Но рассчитывать на федеральные деньги в вопросах энергосбережения не стоит. По федеральному финансированию на каждый регион утверждено 157 млн рублей. Нужно самим сейчас предпринимать усилия для того, чтобы разрабатывать схемы финансирования. Имеет смысл пойти по пути некоторых областей, где формируются фонды энергосбережения и, конечно, создавать энергосервисные компании.

Обзор региональных программ по энергосбережению

Ростовская область

Многие эксперты признают, что донская программа энергосбережения — одна из наиболее проработанных в стране. Основной объем финансирования в 2011 году направлен на установку общедомовых приборов и поквартирных счетчиков и мероприятия по оптимизации расхода ресурсов в тепло- и водоснабжении. По словам министра ЖКХ РО Сергея Сидаша, потребность в общедомовых приборах учета составляет порядка 50 тыс. штук. «Это крупная цифра. После того как собственники начнут массово подавать заявки на установку приборов, организациям, обеспечивающим ресурсоснабжение, потребуются серьезные финансовые средства. Эти деньги нужно будет вывести из оборотных средств, либо же возникнет необходимость привлекать каким-то образом заемные средства или средства инвесторов», — говорит начальник Управления жилищной политики регионального министерства ЖКХ Марина Положий. В программе прописаны механизмы софинансирования программ установки счетчиков, но ни управляющие, ни ресурсоснаб-жающие компании не стремятся ими воспользоваться. Сегодня рассматриваются и различные варианты привлечения инвесторов в эту сферу.

Волгоградская область

В области теме энергосбережения на протяжении последних пяти лет уделяется особое внимание. По словам директора ГУ«Волгоградский центр энергоэффективности» Александра Судорогина, за 20072009 годы энергоэффективность экономики области повысилась на 15% — за счет загрузки мощностей. Один из главных пунктов новой региональной программы энергосбережения до 2020 года — установка приборов учета и организация единой системы учета топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в 2011 году на энерго- и ресурсосбережение в теплоснабжении планируется выделить 333 млн рублей, которые направят на полную или частичную модернизацию централизованных источников теплоснабжения, внедрение индивидуального поквартирного отопления и перевод котельных жилых домов и социальных объектов на автономное теплоснабжение. По словам губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко, средства бюджета будут направлены на финансирование пилотных проектов, на компенсацию процентных ставок по кредитам, бюджетные гарантии. Однако наибольшими масштабами энергосбережения обладает промышленность. «В 2010 году 11 самых крупных предприятий потребили 47% всей потребляемой в области энергии. То есть если мы будем экономить только в бюджетной сфере и ЖКХ, то результат будет минимальным», — отметил глава региона.

Астраханская область

По словам директора Астраханского регионального центра энергосбережения Антона Попова, в 2011 году будет сделан акцент на энергообследование и оснащение приборами учета зданий. По данным Астраханского регионального центра энергосбережения, выделяется порядка 75 тыс. рублей на обследование одного здания. СРО в области энергосбережения в Астраханской области из-за отсутствия достаточного количества участников не создано. «На территории региона действует 4-5 организаций, которые занимаются энергоаудитом, и это нормально», — считает Попов.

Согласно программе, установка измерительного оборудования, прежде всего теплосчетчиков, в жилищном секторе потребует порядка 661 млн рублей. Когда этот процесс будет завершен хотя бы на 90%, можно будет говорить о мониторинге потребления энергоресурсов в различных сферах. Отдельно стоит упомянуть, что около 40% инвестиций (более 1 млрд рублей) по областной программе в 2011 году вложит Астраханское отделение Приволжской железной дороги РЖД. Также довольно крупные вложения в энергосберегающие мероприятия в топливно-энергетическом комплексе области со стороны сетевых организаций и газовиков.

Краснодарский край

Краевая программа — самая внушительная по объемам финансирования и довольно проработанная (в частности, в ней есть топливно-энергетический баланс) среди всех региональных программ на Юге. Учитывая темпы роста кубанской экономики вкупе с энергодефицитом, тема энергосбережения стала настолько злободневной, насколько и тотальной: летний период здесь не менее сложный, чем зимний. ФЗ № 261 призван разгрузить сети, найти резервы по всем мощностям внутри самой отрасли. По данным краевого центра энергосбережения, Краснодарский край потребляет 15,5 млн тонн условного топлива в год, а резерв энергосбережения (с применением всех видов энергосберегающих технологий) будет около 30%.

Помимо установки приборов учета, на которую в 2011 году направляется рекордная на Юге сумма (более 5 млрд рублей), в крае уделяется повышенное внимание развитию возобновляемых источников энергии. На солнечную, геотермальную энергетику и внедрение тепловых насосов инвесторы в текущем году направят 409 млн рублей. По мнению председателя Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса транспорта и связи Законодательного собрания Краснодарского края Валерия Науменко, также стоит развивать ветроэнергетику по всей территории Краснодарского края, в частности на побережье Азовского моря (Ейск) и Черного моря в районе Темрюка, Анапы, Новороссийска, Геленджика и Армавира.

Ставропольский край

Перед принятием краевой программы по энергосбережению 2009-2013 годов у руководства края были претензии к выполнению предыдущих: за три предшествующих года достигнутая эффективность мер оказалась в три раза ниже плановой. Вместо запланированного снижения потерь электроэнергии при транспортировке в 82,4 млн кВт-ч фактический результат составил лишь 24 млн. Новая программа является доработанной версией предыдущих программ по энергосбережению и развитию нетрадиционной энергетики. Удивляет тот факт, что на установку приборов учета выделяется немногим более 28 млн рублей при низкой оснащенности измерительным оборудованием жилищного фонда и бюджетных учреждений. Согласно программе, наибольшие объемы средств пойдут на мероприятия по энергосбережению в коммунальной инфраструктуре (522 млн рублей) и внедрение возобновляемых источников энергии (169,1 млн рублей). Больше половины из средств на ВИЭ направят на развитие гелиоэнергетики и внедрение тепловых насосов.


Обсудить на форуме