Из-за продолжающейся мировой эпидемии нового коронавируса в России может возникнуть дефицит китайских отделочных материалов и электронных комплектующих лифтов, считают продавцы стройматериалов и девелоперы. Своим мнением на сей счёт эксперты рынка поделились с РИА «Недвижимость».
Дефицита нет, но он возможен
Китай – один из главных поставщиков отделочных материалов в Россию. По словам российского гендиректора торгующей стройматериалами и товарами для дома сети «ОБИ» Адама Росински, пока дефицита ни в одной категории товаров, которые продает «ОБИ», не наблюдается, так как товарный ассортимент сети формируется заранее, на несколько месяцев вперед.
Некоторые позиции могут исчезнуть с полок магазинов, в том случае, если их импортеры ориентировались на единственного китайского производителя, а он прекратит поставки, предупредил руководитель отдела внешнеэкономической деятельности строительного торгового дома «Петрович» Андрей Смуглин.
«Какие-то товары могут оказаться в дефиците, но мы совсем не ожидаем массовых провалов по ассортименту», — сказал он, отметив, что для «Петровича» обычная доля закупок отделочных материалов в Китае не превышает 10%, и ритейлер в норме имеет нескольких поставщиков схожей продукции.
По словам Смуглина, свою роль в формировании ассортимента российских продавцов отделочных материалов сыграл Китайский новый год – период активного распространения нового заболевания пришелся на праздничные дни в КНР, когда даже самые крупные производства останавливаются и это учитывалось заранее. Сейчас отгружаются товары, произведенные до праздников, а любые проблемы с поставками начнут проявляться в конце марта — начале апреля, пояснил он.
В «ОБИ» корректируют графики поставок на второе полугодие и говорят, что будут готовы быстро отреагировать на внезапные изменения ситуации.
Кто заменит Китай
Росински считает, что альтернативу китайским товарам смогут предоставить российские, белорусские и некоторые европейские производители. Но многие из них так или иначе зависят от компонентов из Китая, указывает Смуглин.
«Мы сейчас проводим переговоры со всеми своими поставщиками на предмет их готовности отгружать товар и зависимости от китайских составляющих. Даже если на товаре написано «Сделано в России», то какие-нибудь резиновые прокладки могут быть именно китайского производства», — подчеркнул он.
Учитывая все это, по словам Смуглина, цены на стройматериалы, инструменты и отделочные материалы точно будут «дергаться». Хотя, он уверен, что крупные поставщики не допустят необоснованного повышения цен.
Девелоперы не теряют оптимизма
На московском рынке жилья с готовой отделкой, доля китайской продукции не очень большая, но и в состав российской входят импортные компоненты, в том числе китайские, например, сырье для производства лаков и красок, рассказал директор департамента развития продукта девелоперской компании ФСК Павел Брызгалов.
Но гораздо более серьезная ситуация, по его мнению, может сложиться в сфере сборки сложных инженерных систем, например, лифтового оборудования. Если кабины и тросы российских лифтов исключительно местного производства, то управляющая электроника, электромоторы и их комплектующие, обычно китайские. Аналогичная ситуация и с лифтами европейских брендов. Кроме того, в последнем случае и сборка подъемников происходит в Китае, сообщил Брызгалов.
«Впрочем, как показала история с антироссийскими санкциями, российские производители быстро адаптируются к условиям и в короткие сроки предлагают интересные альтернативы», — оптимистично заявил он.
События 2014 года показали уязвимость выбора материалов, содержащих высокую валютную составляющую, поэтому компания «Гранель» придерживается политики импортозамещения в сегментах эконом- и комфорт-класса, рассказал главный архитектор этого застройщика Андрей Стариков. Правда, в сегментах более высокого класса девелопер выбирает европейские материалы.
«Пока именно в товарных поставках ситуация с короновирусом нас не затрагивает. Дефицита мы не предвидим. Однако, общее давление на экономику, приводящее к волатильности курсов, конечно, сказывается в части уже упомянутого сегмента жилья бизнес-класса и отчасти категории «комфорт плюс», – отметил он.
Источник: РИА «Недвижимость»
Обсудить на форуме