Пока за срыв сроков строительства новых домов для переселенцев из аварийного жилья, за отвратительное качество нового жилья не начать реально наказывать рублем, власти на местах будут продолжать бездействовать. Такое мнение ONF.RU высказал директор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев.
В настоящее время 10 регионам, которые не выполнили в срок обязательства по переселению граждан из аварийного жилья на этапе 2013–2014 гг., Фонд содействия реформированию ЖКХ готовится предъявить штрафные санкции. Общая сумма взысканий по всем штрафникам составляет 807 млн 630 тыс. руб.
Штрафы, о которых идет речь, предусмотрены так называемым «дополнительным соглашением к договору о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Цель очевидна – повысить ответственность субъектов РФ за срыв сроков по выполнению соответствующих программ, на которые выделяются средства федерального бюджета.
В соответствии с дополнительным соглашением один день просрочки обходится региону в 5 тыс. руб. за каждую не расселенную квартиру, еще 100 тыс. – за каждый день задержки подачи ежемесячного и ежегодного отчета о ходе реализации программ переселения и 500 тыс. – за любой факт предоставления недостоверной информации.
И это еще не всё. В случае выявленных нарушений регионы должны обеспечить возврат средств финансовой поддержки, выделенных им на эти цели.
Все регионы подписали это дополнительное соглашение, но, похоже, перспектива «наказания рублем» ответственных за программу переселения людей из аварийного жилья особо не пугает. И на то есть причины.
Прежде всего, к этому располагает Минстрой России, который рапортует правительству о выполнении программы переселения в 2014 г. на 113,6%. Притом что, помимо регионов, не выполнивших план по расселению граждан, есть еще такие, где к этим работам только-только приступают.
Иначе как лояльностью к потенциальным регионам-штрафникам нельзя объяснить то, что целевой показатель подлежащей расселению площади в 2014 г. был скорректирован таким образом, что уменьшился на 262,3 тыс. кв. м. А это без малого 41 тыс. человек, которые остались без нового жилья взамен аварийного. Мало того, семи регионам, выполняющим программу с опережением, целевые показатели суммарно увеличили на 71,9 тыс. кв. м. Отстающим же, которым по дополнительному соглашению положены штрафы за срыв сроков, целевые показатели снизили – на 336,93 тыс.
Тем временем ситуация с реализацией программы складывается вопиющая – 32 региона не выполнили еще положенное на этапе 2013–2014 гг. Больше всех в этом отличилась Республика Тыва, в которой, можно сказать, работы еще и не начинались – всего 5% исполнения. Об этом говорилось 1 июня в Фонде ЖКХ на селекторном совещании, посвященном вопросам выполнения регионами целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья. Кроме того, что там срывают сроки строительства домов для переселенцев, так еще и строят «новое аварийное» жилье с массой дефектов и нарушений.
Или, например, возьмем Костромскую область. Еще в августе 2014 г. специалисты Центра «Народная экспертиза» совместно с представителями регионального отделения ОНФ выезжали с рейдом в г. Буй в связи с многочисленными жалобами жильцов двух новых домов (№33, 35) по улице Чапаева, построенных в рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Люди жаловались на низкое качество строительства: трещины в стенах, деформированный потолок, промерзающие зимой полы т.д. Тогда ситуацию взял под личный контроль губернатор Сергей Ситников и рекомендовал администрации Буя устранить все недостатки до 1 сентября 2015 г. Отведенный срок еще не вышел, но работы ведутся крайне медленно, а главное – жильцов решено на время ремонта переселить в общежитие, где нет ни удобств, ни горячей воды. Говорить, что людей этими переездами вконец замучили – ничего не сказать. К тому же в соответствии с заключением городской прокураторы при разработке «дорожной карты» по устранению строительных дефектов не были учтены выводы судебной экспертизы. А это означает, что, вернувшись после ремонта в свои новые «старые» квартиры, 45 семей (125 человек) рискуют вновь оказаться «у разбитого корыта» – в непригодных для проживания условиях.
Кажется полным абсурдом, но власти сплошь и рядом пытаются списать строительные дефекты на якобы неправильную эксплуатацию домов самими же жильцами. С такими объяснениями и цинизмом чиновников людям довелось столкнуться в Костромской, Смоленской, Тверской, Еврейской автономной областях, в Пермском крае и др. А в поселке городского типа Улькан Иркутской области жители рассказали экспертам «Народной экспертизы», что на их жалобы по поводу едкого запаха, выделяемого некачественными материалами, использованными при строительстве, местные власти посоветовали «чаще проветривать помещение».
Примеры можно приводить один удивительнее другого. Могут, например, дом после символического ремонта выдать за новостройку, как это было в г. Медногорске Оренбургской области с домом №10А по ул. Коммунаров 1937 года постройки. Результаты проверки показали, что трещины в стенах, плесень, прогнившие полы, трещины на фасаде – это еще полбеды, а вот изношенные на 80% несущие конструкции кровли и перекрытий грозят тем, что дом может просто рухнуть. Этим случаем занимается прокуратура.
А в Курске власти отчитались о сдаче в эксплуатацию дома по адресу ул. Октябрьская, д. 69, предназначенного для расселения туда людей из аварийного жилья, еще 25 декабря 2014 г. Но это только по документам. На самом деле дом с большими недоделками до последнего времени пустовал, а люди, для которых он строился, так и оставались в ожидании новоселья. Только недавно, после вмешательства регионального отделения ОНФ, работы по устранению недоделок в доме возобновились и люди начали получать ордера на квартиры. Вопрос: почему остались без наказания виновные в откровенной фальсификации? Ведь в соответствии с дополнительным соглашением за недостоверную информацию полагается самый большой штраф.
Пока имеет место только намерение Фонда ЖКХ предъявить штрафные санкции за нерешенные и нерешаемые проблемы расселения ветхого и аварийного жилья, это позволяет региональным властям безболезненно откладывать реализацию программы в надежде решить ее когда-нибудь и как-нибудь в будущем. Только, например, в Архангельске жители аварийного дома №39 по проспекту Обводный канал далекого 1917 года постройки могут никогда не дождаться своей 649-й очереди в списке мэрии на расселение.
Известно, что в настоящий момент приостановлено финансирование 30 регионов на общую сумму 4 млрд руб. Но о чем идет речь? О выделении средств уже на 2015 г. И это в то время, когда не все регионы еще и заявку на финансирование в текущем году оформили. Такое становится возможным только при попустительстве ответственных за соблюдение условий дополнительного соглашения федеральных ведомств.
Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока ответственные федеральные ведомства не перестанут проявлять лояльность к штрафникам и не начнут реально требовать с регионов соблюдения условий дополнительного соглашения.
«В условиях необходимости сокращения расходов бюджета государство всё равно считает невозможным экономить на людях, на их праве жить в достойных условиях, – уверен Николай Николаев. – Именно поэтому на программу расселения жителей из аварийного и ветхого жилья в регионах выделяются немалые средства. Пока за невыполнение обязательств перед людьми, за срыв сроков строительства новых домов для переселенцев, за отвратительное качество этого так называемого «нового» жилья не начать реально наказывать рублем, власти на местах будут продолжать бездействовать. Наказание должно быть неотвратимым. Напомню, что дополнительное соглашение с Фондом ЖКХ, в котором четко прописан размер финансовых взысканий за невыполнение программы, подписали все регионы. Нельзя, чтобы из-за бездействия чиновников страдали простые граждане».
Источник: ONF.RU
Обсудить на форуме