Особенности техрегулирования в строительстве | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Особенности техрегулирования в строительстве

13 июля в РСПП состоялось заседание Межотраслевого совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в строительной отрасли (МСТРС СО) под председательством директора Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Сергея Пугачева.

В работе Совета приняли участие более 120 человек, в т.ч. представители Минрегиона России, Минпромторга России, Росстандарта, РААСН, Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей, Комитета по строительству ТПП РФ, ведущих НИИ в области строительства, общественных ассоциаций и объединений в области строительства, строительных организаций, компаний-производителей строительных материалов, профильных технических комитетов по стандартизации. Кроме того, на заседании присутствовали представители европейского проекта «Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС», а также представители саморегулируемых организаций в области строительства, представители СМИ.

На повестку дня заседания были вынесены следующие вопросы:

1. Текущее состояние дел в вопросе разработки технического регламента Таможенного Союза «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий».

2. Особенности технического регулирования в строительстве. О позиции Ассоциации строителей России (АСР) и Союза строителей железных дорог (ССЖД) по данному вопросу.

С основным докладом на заседании выступил председатель Межотраслевого совета С.В.Пугачев. В своем выступлении он акцентировал внимание на таких особенностях технического регулирования в строительстве, как индивидуальность проектов, специфика видов оценки соответствия строительной продукции, в т.ч. по стадиям жизненного цикла зданий и сооружений и т.д. Также в докладе было рассмотрено общее состояние дел в области технического регулирования в строительстве и роль Межотраслевого совета, Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей по ряду ключевых направлений. Особое внимание было обращено на формирование системы технического регулирования Таможенного союза и необходимость учета при этом особенностей строительства. Было отмечено, что по инициативе профессионального сообщества, поддержанной Минрегионом России в настоящее время готовятся соответствующие изменения в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования Таможенного союза.

Необходимость учета специфики технического регулирования строительства при формировании общей системы технического регулирования была подтверждена в выступлениях представителей Минпроторга России (В.Б. Бойцов), Росстандарта (А.В. Зажигалкин), председателя ТК 465 «Строительство» (Л.С.Баринова), а также ключевого эксперта европейского проекта «Сближение систем технического регулирования РФ и ЕС» (Х. Зюйдервейк). Всеми выступающими, в том числе европейским экспертом, было подчеркнута важность сохранения существующей нормативной базы в области строительства, поэтапном и комплексном проведении работ по актуализации существующих СНиПов и внедрении в Российской Федерации европейских стандартов в области строительства (Еврокодов). Дополнительно, Х. Зюйдервейк процитировал меморандум Еврокомиссии, в котором сказано, что т.н. Новый подход ЕС мало пригоден к строительной продукции, а также подчеркнул, что в странах ЕС национальные стандарты и правила остаются основным документами для регулирования строительной отрасли. Было отмечено, что данная позиция полностью сходится с предложениями по установлению особенностей технического регулирования строительства в рамках Таможенного Союза. Представитель Минрегиона К.А.Жиляев проинформировал, что в настоящий момент при активной поддержке строительного сообщества идет разработка, актуализация и внедрение более 350 нормативных документов в области строительства, в том числе национальных стандартов, сводов правил и Еврокодов. В выступлениях участников заседания также были единодушно поддержаны направления работ по совершенствованию нормативно-технической базы строительства, проводимых совместными усилиями Минрегиона России, Минпромторга России, Росстандарта, Национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей. Также была отмечена необходимость участия российских экспертов в работах, проводимых в ЕС по «упрощению» Еврокодов и начавшейся разработке Еврокодов третьего поколения.

В процессе обсуждения также были рассмотрены предложения Ассоциации строителей России (АСР) и Союза строителей железных дорог (ССЖД) по радикальному реформированию системы технического регулировния в строительстве, включая прекращение актуализации и отмену существующих СНиПов, прекращению разработки национальных стандартов, ускоренному внедрению Еврокодов без их экспертного рассмотрения, введению «добровольных» европейских стандартов. Эти и другие предложения АСР и ССЖД не были поддержаны ни одним из участников заседания. С критикой позиции АСР и ССЖД выступили: заместитель руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкин, заместитель председателя комитета по техническому регулированию РСПП А.Н. Лоцманов, представители национальных объединений проектировщиков и строителей, ведущих научно-исследовательских институтов в области строительства и другие участники заседания. Выступающие отмечали, что предложения по созданию «параллельной» системы технического регулирования в строительстве строятся на основании ошибочного толкования или незнания Регламента ЕС №305/2011, искажения информации по принципам (подходам), применяемым в странах ЕС при регулировании строительной сферы, а также реальному статусу стандартов и норм стран ЕС в области строительства. По мнению участников заседания указанные предложения АСР и ССЖД, систематически направляемые руководству страны, в федеральные органы исполнительной власти и профессиональные объединения, создают «информационный шум» и отвлекают специалистов от конструктивной и содержательной работы. Основным индикатором правильности проводимой органами исполнительной власти и профессиональным сообществом политики в области технического регулирования в строительстве является реакция бизнес-сообщества. В этой связи в ряде выступлений был отмечен растущий интерес представителей бизнеса к этому процессу и его прямое интеллектуальное и финансовое участие в разработке нормативных технических документов. Так, из 1,2 миллиарда рублей, выделенных государством и бизнесом на разработку нормативной базы в 2011 году примерно 25% приходится на строительство. И в основном (около 90%) это вклад не только национальных объединений, но и отдельных саморегулируемых организаций, профессиональных ассоциаций и союзов. В этой связи выступающими было обращено внимание на диаметрально противоположную позицию АСР и ССЖД, представители которых неоднократно высказывали мнение о прекращении работ, проводимых национальными объединениями по разработке нормативных технических документов, а также о необходимости выделения гранта со стороны органов власти для создания «альтернативной системы технического регулирования в строительстве» на основе их предложений. Межотраслевой Совет принял решение не поддерживать предложения АСР и ССЖД и направить свою позицию (см. приложение) по данным предложениям руководству РСПП.

По результатам обсуждения единогласно была поддержана позиция Межотраслевого Совета (см. проект решения Совета) по состоянию дел в области технического регулирования в строительстве, предложения по первоочередным мерам, связанным с учетом особенностей технического регулирования в строительстве в Таможенном союзе и ЕврАзЭС, а также по практическим действиям, направленным на создание доказательной базы технического регламента и гармонизацию с европейскими стандартами в области строительства.


Обсудить на форуме