Проект Устава НОСТРОЙ: Больше, обстоятельнее, прогрессивнее | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 24/09/2013

Проект Устава НОСТРОЙ: Больше, обстоятельнее, прогрессивнее

На прошлой неделе рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в Устав Национального объединения строителей представила профессиональному сообществу результат своих трудов – проект Устава НОСТРОЙ. Документ получился объемнее действующей редакции Устава, что неудивительно, так как его авторы постарались учесть десятки предложений, поступивших в последние месяцы от строительных СРО.

Как и следовало ожидать, проект Устава НОСТРОЙ сразу же вызвал волну критики от тех, кто ожидал более радикальной версии. Безусловно, проект не содержит и половины тех предложений, которые вносились после съезда в Барнауле (например, зачислить координаторов НОСТРОЙ в штат нацобъединения). Однако некоторые предложения в нем все-таки учтены. Мы рассмотрим лишь наиболее значительные изменения, которые претерпел изначально 18-страничный Устав Национального объединения строителей (теперь он «растолстел» до 26 страниц).

С первых строк

Первая новация содержится уже во вводной главе Устава «Общие положения». Смотрим, что Объединение делать не вправе:

1.17.3. учреждать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и становиться участником таких юридических лиц;

При этом в старой редакции Устава учреждать юридические лица НОСТРОЙ было можно, однако лишь осуществляющие деятельность, соответствующую требованиям пункта 9.10.11. Однако этот пункт в действующей редакции Устава отсутствует. Возможно, авторы имели ввиду п. 9.9.11, гласящий, что к компетенции Совета относится принятие решений о создании коммерческих организаций для достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом (осуществляющих деятельность издательскую, выставочную, образовательную, экспертную, в области сертификации и технического регулирования), а также об участии в таких хозяйственных обществах и товариществах.

Кроме как учреждать юрлица и участвовать в них, НОСТРОЙ теперь нельзя, согласно п. 1.17.5., осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов Объединения и интересов его членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта, в соответствии с требованиями, содержащимися в статье 1.18 Устава.

Последний пункт особенно интересен. Необходимость более подробно остановиться на этом вопросе возникла после громкого дела бывшего руководителя аппарата Национального объединения строителей Михаила Викторова, обвиненного как раз в этом самом конфликте интересов.

Теперь в проекте Уставе черным по белому написано, что Объединение осуществляет свою деятельность, строго соблюдая требования по предотвращению конфликта интересов. При этом под заинтересованными лицами понимаются президент Объединения, члены Совета Объединения и Ревизионной комиссии. Дальше в Уставе подробно расписывается, что считается личной заинтересованностью, конфликтом интересов и что должны делать члены Объединения в случае возникновения у них личной заинтересованности.

Без стипендий и вреда

Из второй главы действующей редакции Устава «Цели и предмет деятельности объединения» пропал весьма любопытный пункт 2.3.12.: в целях развития саморегулирования в сфере строительства Объединение имеет право учреждать и выплачивать стипендии, гранты или разовые выплаты обучающимся и работающим по соответствующим специальностям в указанной сфере, а также иным способом содействовать деятельности в сфере образования и науки.

Третья глава «Членство в Объединении» и четвертая глава «Условия и порядок возникновения и прекращения членства в объединении» остались без изменений.

А вот из главы пять «Права и обязанности члена Объединения» исчез один из подпунктов пункта 5.1, гласящий, что члены объединения имеют право пользоваться консультационными, информационными и иными услугами Объединения в пределах его компетенции. Пропало и указание на то, что членам Объединения информация предоставляется Руководителем Аппарата Объединения в срок не позднее 10 дней со дня письменного запроса.

Ему на замену пришел подпункт следующего содержания: в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и Уставом, члены Объединения имеют право обращаться в органы Объединения по любым вопросам и получать информацию о деятельности Объединения, знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией. То есть указание на то, кто эту информацию и в какой срок должен предоставлять, члены рабочей группы решили убрать.

Также, согласно п. 5.2, у членов Объединения появилась обязанность - участвовать в образовании имущества Объединения в порядке, в размере, способом и в сроки, предусмотренные Уставом, решениями Съезда в соответствии с законом.

В обязанности членов объединения теперь вменяется и еще одна новая (п. 5.2) — не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Объединения. Сюда при желании может попасть любая внутренняя информация НОСТРОЙ. Первому подпункту вторит следующий подпункт: Члены Объединения обязаны не совершать действия, причиняющие вред Объединению. Как результат, информации о деятельности НОСТРОЙ в прессе может стать еще меньше.

Доверенности под запретом

Читаем дальше. В главе шестой «Органы Объединения» появился пункт 6.4. Передача членами органов Объединения права голоса по доверенности иным лицам не допускается. Вот это уже можно считать прогрессивным решением, способным, наконец, побудить членов Комитетов НОСТРОЙ дисциплинированно посещать заседания. Кстати, к органам Объединения в проекте Устава относятся не только съезд, Совет НОСТРОЙ и Ревизионная комиссия, но и Окружные конференции, а также комитеты нацобъединения.

В главе семь «Окружные конференции членов Объединения» появился пункт 7.4.1., который гласит, что Окружные конференции избирают из своего состава по предложению саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории соответствующего федерального округа (города федерального значения) Координаторов сроком на два года. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Координатора более чем два срока подряд. В старой редакции был пункт 6.2.2., который всего лишь гласил, что Окружные конференции вносят предложения в Совет Объединения по кандидатурам Координатора по федеральному округу (городу федерального значения), его заместителю.

Появилось у Окружных конференций и право создавать рабочие органы, в том числе Координационные советы, и определять их полномочия (п. 7.7 проекта Устава). Добавили и еще один пункт, на котором яростно настаивали представители некоторых регионов, в частности, Санкт-Петербурга: 7.10. Решения Окружных конференций направляются в Объединение и подлежат обязательному рассмотрению Объединением в разумный срок. Правда о длительности разумного срока разработчики нового Устава предпочли умолчать.

Таким образом, в проекте нового Устава НОСТРОЙ Окружные конференции получили больше прав, чем они имели в последние четыре года.

Проект Устава НОСТРОЙ дает Окружным конференциям и еще один столь желанный ими бонус. Теперь пункт 9.5 главы девятой «Совет объединения» гласит, что избрание координатора в федеральных округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге соответствующими Окружными конференциями является одновременно выдвижением такого координатора для избрания его членом Совета Объединения.

Президент на зарплате

Главы восьмая и девятая про съезд и Совет Объединения написаны более подробно и обстоятельно, чем в действующей редакции Устава. Именно в этой части проекта содержится одно из главных его новшеств – президент НОСТРОЙ на срок своих полномочий зачисляется в штат Объединения и работает там по трудовому договору по основному месту работы (п. 10.3). Также у него появляется первый вице-президент, зачисленный в штат. Остальные вице-президенты продолжают осуществлять свои функции на общественных началах (п. 10.5).

Еще одна интересная новация проекта Устава – из него исчезла глава «Аппарат Объединения», которая была заменена п. 10.8: Аппаратом Объединения является совокупность всех работников Объединения. Вот так, коротко и лаконично. Зачем бумагу переводить?

Ну и последнее заметное, на наш взгляд, изменение кроется в главе двенадцатой «Источники формирования имущества объединения». Там появился пункт 12.7, гласящий, что разработка проекта сметы доходов и расходов, порядок формирования доходов Объединения, порядок использования имущества Объединения определяются Бюджетным Регламентом Объединения. Бюджетный регламент определяет порядок формирования и использования имущества, а также структуру сметы доходов и расходов (бюджета). Работа над Бюджетным регламентом идет в настоящее время.

Таким образом, проект нового Устава НОСТРОЙ и правда получился невероятно компромиссным и мягким. Авторы постарались сгладить все острые углы и сблизить позиции всех сторон дискуссии. Безусловно, проект выглядит лучше действующей редакции Устава, что неудивительно, ведь он написан на основе почти четырехлетнего опыта функционирования НОСТРОЙ. Однако смогут ли заложенные в проект постулаты улучшить работу президента и аппарата нацобъединения, пока сказать сложно. Вполне возможно, что при существующих работниках НОСТРОЙ будет функционировать также, просто некоторые должности станут называться по-другому.

Темы: , ,


Обсудить на форуме