Состоится ли ренессанс отраслевых СРО? | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 15/05/2019

Состоится ли ренессанс отраслевых СРО?

Состоится ли ренессанс отраслевых СРО?

Несмотря на активное сопротивление со стороны НОСТРОЙ возвращению с лоно строительного саморегулирования отраслевых СРО, данный вопрос продолжает лоббироваться крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и рядом федеральных министерств, а потому всё ещё присутствует в повестке правительства. Тема «обновилась» в начале текущего года, а в связи с переменами в руководстве НОСТРОЙ обрела перспективы к позитивному компромиссу. Об этом – одна из последних публикаций на «ЗаНоСтрой.РФ».

Реформа института саморегулирования в строительстве, в редакции 372-ФЗ, фактически дезинтегрировала строительные комплексы, сформированные в системе и структуре отраслевых СРО, поскольку региональный принцип их формирования, а также обязательность членства в СРО исключительно генподрядных организаций, привело к разрушению не только структуры отраслевых СРО, но и системы разработки стандартов отрасли, профессиональной контрольной деятельности на площадках сооружения объектов, системы подготовки квалифицированных кадров, многих других направлений развития профессиональных сообществ строителей ТЭК.

Проблема действительно существует и становится все более очевидной, и это не «особое мнение» отдельных руководителей отраслевых СРО, как иногда это пытаются представить противники воссоздания саморегулируемых организаций в ТЭК. За внесение изменений в градостроительное законодательство и создание законодательных предпосылок для возрождения специализированных отраслевых СРО выступают Министерство энергетики РФ, Министерство экономического развития РФ, Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром», группа головных компаний нефтегазового комплекса, общественные организации, в том числе РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и Общественная палата РФ. В чем они видят риски системы, которая действует после реформы саморегулирования в 2017 году?

Например, в обращении президента РСПП Александра Шохина к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву отмечается, что региональный принцип формирования СРО для строительных компаний, осуществляющих сооружение объектов ТЭК, неприемлем и может привести к сложностям в поддержании необходимого технического состояния объектов ТЭК на протяжении их жизненного цикла. Региональные СРО не способны в должной мере выполнять специализированный контроль на объектах ТЭК, не обладают компетенциями в области технического регулирования работ на таких объектах и методиками предварительного квалификационного отбора компаний, что влечет существенные риски качеству и безопасности строительства; принудительное изгнание энергетических и строительных компаний ТЭК из отраслевых СРО является ничем не оправданным административным барьером, лишающим их права пользования активами отраслевых СРО, в которые они вложили свои материальные и интеллектуальные ресурсы.

Общественная палата РФ ещё в 2016 году на этапе подготовки 372-ФЗ констатировала, что «особо опасные и технически сложные объекты в большинстве своём являются составными частями единых комплексов, обладающих большой линейной протяжённостью и расположенных на территории десятков субъектов Российской Федерации. Реализация таких крупных проектов возможна только при консолидации строительных организаций по профильному принципу».

Минэкономразвития впрямую указывало на то, что регистрация юридического лица на территории одного субъекта Российской Федерации не предполагает запрета на осуществление строительной деятельности на территории иных субъектов Российской Федерации, в связи с чем подразумеваемое (372-ФЗ) повышение эффективности контроля региональных СРО за деятельностью своих членов не будет достигнуто. При этом монополизация функций по допуску хозяйствующих субъектов на рынок в рамках одного субъекта Российской Федерации станет препятствием для положительной практики объединения в СРО по отраслевому признаку. Добровольное объединение строительных организаций, исходя из специфики возводимых объектов, представляется наиболее перспективным.

Более того, на одном из совещаний в Минэнерго, крупнейшие нефтегазовые и энергетические компании России, среди которых, ПАО «ГАЗПРОМ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть», ОАО «НОВАТЭК», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпромнефть», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ», АО «СТНГ», а также Госкорпорация «Росатом» выразили единогласное мнение, что рассредоточение строительных комплексов ТЭК по региональному принципу и вывод из-под регулирования со стороны отраслевых СРО технических заказчиков и подрядных строительных организаций является недопустимым, противоречащим не только интересам топливно-энергетической отрасли, но и государственным интересам Российской Федерации.

Однако несмотря на призывы профессионального сообщества и позиции профильных федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию государственной политики в области ТЭК, вопрос о создании специализированных СРО до сих пор не решён и остаётся открытым.

Недавно вице-премьер Виталий Мутко, курирующий в правительстве вопросы строительного комплекса, отметил, что тема создания отраслевых СРО находится на рассмотрении правительства и с повестки дня не снята, и что он лично встречался с руководителями саморегулируемых организаций в области ТЭК для обсуждения возможных путей решения создавшейся проблемы.

Данную ситуацию прокомментировал один из участников той встречи и один из главных идеологов отраслевого саморегулирования – президент СРО Ассоциация «Союзатомстрой» Виктор Опекунов.

Виктор Семёнович, отстаивая логику необходимости воссоздания СРО в ТЭК, в первую очередь отметил, что сама по себе энергетическая отрасль, несомненно, играет ключевую роль в развитии экономики России, создаёт основы её экономической и национальной безопасности, является наиболее технически сложной и наукоемкой отраслью экономики страны. Вся история создания и развития отрасли ТЭК и особенно атомного энергопромышленного комплекса с первого дня тесно и неразрывно связана с опережающим созданием и развитием специализированных проектно-строительных комплексов, обеспечивающих крупномасштабные государственные программы по созданию и развитию нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов страны.

«Несомненно, до вступления в силу нового законодательства, отраслевые СРО в области ТЭК достаточно успешно справлялись с задачей воссоздания, разрушенных в «лихие» перестроечные годы, строительных комплексов в своих отраслях за счёт единых подходов к нормативно-техническому регулированию, обучению и повышению квалификации персонала, построению системы контрольных мероприятий на строительных площадках. В отраслевые СРО совершенно естественным образом объединились компании, сохранившие специализацию энергостроителей с советского периода, а также вновь обретшие такую специализацию. Работал единый механизм, способный реализовать самые сложные проекты в области энергетического строительства. Стоит отметить, что такой принцип работы сложился исторически и применялся ещё в Советском Союзе, когда обособленные строительные комплексы имелись у специализированных министерств, таких как Минэнерго, Минсредмаш, Миннефтегазстрой, то есть как раз в строительной сфере ТЭК. Никогда эти комплексы не регулировались по принципам и механизмам общегражданского и жилищного строительства. Никогда ни в одном нормативном акте не могло быть и речи о закреплении полномочий, например, в области использования атомной энергии за региональными органами власти. В связи с их спецификой, включая режимные ограничения, высокой сложностью и ответственностью за качество и безопасность объектов, их строительство регулировалось централизовано профильными министерствами», – рассказал Виктор Опекунов.

По его мнению, сегодня, в том числе через СМИ, распространяются абсолютно недостоверные утверждения о работе отраслевых СРО с 2009 года до настоящего времени. В частности, происходит попытка сознательной подмены понятий, когда отраслевые системы приравниваются к крупным межрегиональным мега-СРО. Одним из «аргументов» является то, что мега-СРО также выдавали допуски к выполнению работ на объектах атомной отрасли, равно как и отраслевые СРО. Однако в данном случае учитывается голая статистика, но не суть и результаты работы различных СРО. К сожалению, из-за несовершенства законодательства и из-за безнаказанности подавляющее большинство межрегиональных и некоторые региональные СРО выдавали «унифицированные» свидетельства о допуске к полному перечню видов работ без учёта наличия компетенций у той или иной организации такие работы выполнять и без проведения проверочных мероприятий. Поэтому сама по себе статистика количества выданных свидетельств о допуске к работам на атомных объектах ровным счётом ничего не говорит и не отражает действительное выполнение работ на объектах использования атомной энергии.

«До вступления в силу нового законодательства о саморегулировании в строительстве, организациями-членами СРО «Союзатомстрой» выполнялось более 85-ти процентов работ в рамках реализации всей инвестиционной программы Госкорпорации «Росатом». При этом на сооружении объектов, связанных с «ядерными технологиями», включая сооружение АЭС, предприятий ядерного топливного цикла, большой атомной науки, ядерного оружейного комплекса работали 100 процентов организаций-членов СРО «Союзатомстрой», – отметил господин Опекунов.

Президент СРО «Союзатомстрой» утверждает, что именно межрегиональные мега-СРО внесли решающий вклад в разрушение принципов саморегулирования, на которые изначально была ориентирована система. Поэтому, ещё будучи вице-президентом НОСТРОЙ, Виктор Семёнович неоднократно призывал к борьбе с этим явлением, породившим коммерциализацию и злоупотребления в системе, и выступал за региональный принцип формирования СРО одновременно с отраслевым. Именно к такой совмещённой системе инициаторы воссоздания специализированных СРО в ТЭК и предлагают вернуться.

По информации Виктора Опекунова, сегодня далеко не все руководители региональных СРО поддерживают принцип регионализации, отмечая целесообразность воссоздания отраслевого принципа в области ТЭК. Многие руководители СРО в регионах в полной мере понимают ответственность за качество и безопасность сооружения сложных инженерных объектов ТЭК, недостаточность у них инструментов и компетенций непрерывного контроля на, как правило, весьма отдалённых от их регионов строительных площадках, отсутствие базы нормативно-технических документов и специальных знаний специфических технологий сооружения и эксплуатации таких объектов, невозможность организации полноценной работы в условиях режимных ограничений.

Как известно, в 2017 году в Государственной Думе рассматривался законопроект, вносящий существенные поправки в Градостроительный кодекс РФ, направленные на сохранение института отраслевых СРО в ТЭК. В тот момент, после одобрения законопроекта Советом Госдумы и рекомендации его к рассмотрению, были направлены запросы в региональные органы исполнительной и законодательной власти для подготовки заключений. Показательно, что из 47-ми субъектов Российской Федерации, принявших участие в обсуждении законопроекта, 45 полностью поддержали концепцию законопроекта, предусматривающую отмену принципа регионализации для СРО в атомной, нефтегазовой и электроэнергетической отраслях.

Это является подтверждением того, что руководители регионов и депутаты законодательных Собраний в полной мере оценивают реальные и существенные риски от дезинтеграции строительных комплексов ключевых отраслей ТЭК. Несмотря на, казалось бы, очевидную заинтересованность субъектов в регионализации, на практике они поддержали принцип формирования общефедеральных профессиональных отраслевых систем регулирования.

Одним из важных факторов развития СРО «Союзатомстрой», по словам господина Опекунова, является организация взаимодействия профессионального сообщества строителей атомной отрасли с Госкорпорацией «Росатом», её дочерними и зависимыми обществами (ДЗО) в вопросах формирования подрядных альянсов, внедрения современных систем управления проектами и строительных технологий, стандартизации, профессионального образования, контрольной и надзорной деятельности, регулирования режимных вопросов. В 2011 году между ГК «Росатом» и СРО «Союзатомстрой», а в последующем и с 10-ю ключевыми ДЗО были заключены бессрочные соглашения, определяющие перечисленный выше спектр направлений взаимодействия. Эти соглашения, несмотря на регионализацию, продолжают действовать, подтверждая свою жизнеспособность вопреки административным барьерам. С 2011 года и до настоящего времени СРО «Союзатомстрой» является единственной в стране СРО, имеющей лицензию ФСБ России на право проведения работ, связанных со сведениями, составляющими государственную тайну. Вся эта деятельность уже на протяжении более 10-ти лет направлена на реализацию главной уставной задачи СРО «Союзатомстрой» – обеспечение реализации программ развития Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период в части сооружения сложных инженерных объектов атомной отрасли и объектов федеральных ядерных организаций.

СРО «Союзатомстрой» регулярно получает в свой адрес обращения руководителей ключевых организаций атомной отрасли с настойчивой просьбой продолжать активную работу по восстановлению комплексности СРО атомной отрасли. Более того, такие обращения от более 20-ти крупнейших компаний отрасли-членов СРО «Союзатомстрой» поступали в Минэнерго на имя министра Александра Новака, который также активно выступает за восстановление отраслевого принципа саморегулирования в строительстве. Руководители организаций, вынужденно перешедших из СРО «Союзатомстрой» в региональные СРО (ФГУП «Горно-химический комбинат», ФГУП «ПО «МАЯК», Российские федеральные ядерные центры ВНИИЭФ и ВНИИТФ, АО ИК «АСЭ», Корпорация «ЭСКМ» и многие другие), отмечают крайнюю необходимость восстановления отраслевых СРО и выражают единодушное желание возвращения в состав «Союзатомстроя».

Виктор Опекунов привёл пример крупнейшего холдинга АО «Концерн Титан-2», сооружающего Ленинградскую АЭС-2 в России, АЭС Ханхикиви-1 в Финляндии и АЭС Аккую в Турции, а также множество других сложнейших инженерных объектов в России и за рубежом. Компания прошла процедуру перерегистрации юридического лица из Ленинградской области в Москву исключительно с целью сохранить членство в СРО «Союзатомстрой». Пример показательный, но по понятным причинам единичный. Требовать от всех компаний, желающих восстановить членство в отраслевых СРО, перерегистрации в Москве не представляется возможным.

Пока же вопрос о создании специализированных СРО в ТЭК остаётся открытым. По словам Виктора Семёновича, на встрече с вице-премьером Виталием Мутко достигнута договорённость о проведении правительственного совещания под его руководством для детального рассмотрения данного вопроса и принятия обоснованного решения. Остаётся надеяться, что такое совещание в ближайшее время будет проведено, и здравый смысл будет положен в основу принятого решения.

Определённую надежду на это вселяет избрание Антона Глушкова президентом Национального объединения строителей, который, вполне вероятно, может изменить отношение НОСТРОЙ к теме отраслевых СРО. Как считает господин Опекунов, новый президент нацобъединения прекрасно знает всю историю создания, а также роль отраслевых СРО в системе саморегулирования в строительстве, поскольку стоял у истоков развития НОСТРОЙ, когда одновременно с отраслевыми СРО создавались отраслевые комитеты, система отраслевого контроля и технического регулирования, система подготовки и аттестации персонала.

«Надеюсь, что Антон Глушков займёт здравую позицию по отношению к отраслевым СРО. Как человек, знающий глубину процессов регулирования сооружения сложных инженерных объектов различных отраслей и особенно ТЭК и лично принимавший участие в развитии этой системы, он всегда выражал поддержку всестороннему и опережающему развитию отраслевых систем саморегулирования, будучи членом Совета и руководителем Экспертного совета НОСТРОЙ. Я знаю его как опытного и зрелого руководителя, который прекрасно понимает, что оптимальным является наличие двух направлений развития саморегулирования в строительстве – отраслевого и регионального, они способны взаимно дополнять и обогащать друг друга, придавая новые импульсы и создавая новые векторы развития саморегулирования в области строительства», – резюмировал Виктор Опекунов.

В своём выступлении на Всероссийском съезде НОСТРОЙ Виталий Мутко подтвердил, что вопрос воссоздания отраслевых СРО не снят с повестки дня и рассматривается на уровне правительства. Это означает, что в ближайшее время могут быть приняты соответствующие решения, дающие возможность отраслевым СРО возродить повторно разрушенные (первый раз в годы «перестройки») профессиональные сообщества строителей ТЭК и подтвердить их лидирующую роль в инновационном развитии всего строительного комплекса России.

Источник: «ЗаНоСтрой.РФ»

Темы: , ,


Обсудить на форуме